Cataclysm Dark Days Ahead
Cataclysm DDA
Глава 1: а что это так бумкнуло?
Лор.
Началось всё с того, что люди изобрели слишком много всего. Развитие робототехники и кибернетических технологий, новое оружие и прочее прочее. Так ещё и за три года до нулевого дня, дня X, люди открыли возможность исследовать 4 измерение напрямую, то есть открывать туда порталы. А в последствии научились попадать и в другие измерения. Параллельно с этим обостряются отношения КНДР с Китаем, может случиться 3 мировая война, но кого это волнует, если можно тихо, спокойно, в своё удовольствие тягать из других измерений всякие штуки, и препарировать их? Как итог, появляются сверхсекретные лаборатории, делаются открытия, наука развивается, торжество человека и его разума. Примерно за полтора года до дня 0, образуются организации, направленные на контроль внеземных, аномальных и сверхъестественных явлений, энергий и материй. А за 15 месяцев до дня П, удаётся даже вытащить из иных измерений вполне живые организмы. В том числе неких XE037, в простонародье Blob, сгусток. И стали тягать их всё больше и больше, ведь чем больше материалов, тем быстрее продвигаются исследования. Организации эти были не идеальны, и царили в них разлад, коррупция и здоровая корпоративная кровная вражда. За 5 месяцев до начала игры, у образца blob находят зомбирующий эффект, и пытаются понять, как использовать его в качестве оружия. Помимо этого, в стране начинается массовый призыв людей, на войну с Кореей и Китаем, а в лабораториях продолжается строительство эксперементального телепортационного оборудования. Но за 15 дней до конца, происходит первый прорыв сгустков. Сгустки являют из себя коллективный разум, поэтому одновременно во всех лабораториях, где есть телепорты и сгустки одновременно, происходит прорыв, и большое количество внеземной жижи попадает в мир. Блопы попадают в грунтовые воды, а также организуют устойчивый колонии, "шламовые ямы". Проблема в том, что большая часть существ из иных измерений не могут долго существовать в нашем мире самостоятельно. Но сгустки адаптировались. Чтобы выжить, они проникают в организмы животных, растений и насекомых, и постепенно убивают их, а над оболочкой перехватывают управление, зачастую невероятным образом видоизменяя её. Но первые 10 дней, из-за повсеместных протестов и бунтов, этого не замечают, принимая заражённых за очень агрессивных бунтовщиков. Слияние блопов с растениями приводит к появлению триффидов. Это тоже не замечают, так как поначалу они распространяются и развиваются под землёй. Из-за слияния с объектом, насекомые начинают резко эволюционировать и мутировать, изменяясь в размерах и поведении. В народе ходят слухи о том, что война уже началась, о препаратах, превращающих людей в маньяков, и о биологическом оружии. За несколько дней до 0 дня, люди воочию видели результаты жизнедеятельности XE037, но власти всё умалчивали. Ходили слухи об атаках мутантов на города и о массовых бойнях. А потом наступил день X. День П. День 0. Упали бомбы, но, как ни странно, не на города, а в незаселённую местность, где располагались исследовательские лаборатории, в которых изучали иные измерения. Да, города тоже задело, но основной удар направлен не на них. Сирены не сработали, не было никаких предупреждений об ударе. Но некоторые лаборатории от удара не отключились. Оборудование, связывающее землю с иными мирами, сбоило, но продолжало работать. Работать не так, как работало раньше. Порталы поглощают энергию от взрывов, и создают гранд разлом, из которого начали вулканитровать неведомые вещества и химикаты, повсеместно открываются небольшие бреши, из которых вываливаются разнообразные, растерянные обитатели не земли, некоторые порталы увеличиваются в размерах и начинают извергать облака спор фунгалоидов - полуразумных и очень амбициозных грибов. В течении 9 часов на землю проливался дождь из токсинов, спор и монстров. По улицам бродят зомби, а люди массово ломятся в спасательные лагеря. На следующий день большинство монстров погибает, не сумев выжить в условиях земной атмосферы, но некоторые сумели выжить и закрепиться. Военные бомбят города, пытаясь сжечь всё, что могут. Через 72 часа после 0 дня, уничтожены 99% человечества. На 5 день после X, начинается игра (при условии, что вы выбрали стандартное начало в заброшенном распределительном центре).
Если вас интересует детальный лор, то вот ссыль: Прочесть
Итак, вы прочитали лор... И в игре вы его не увидите. Только последствия, а также краткие обрывки информации. Вот в таком цельном виде лор есть только вне игры.
Глава вторая: а к чему вообще всё это было?
Итак, если верить словам из wiki игры: Cataclysm: Dark Days Ahead (рус. Катаклизм: Тёмные дни впереди) aka Cataclysm DDA — это бесплатная компьютерная игра о выживании в условиях зомби-апокалипсиса в жанре roguelike (рогалик). А если не верить, то... То всё равно это постапокалиптический рогалик. И он бесплатный. Одна из наиболее проработанных игр. Проигрывает разве что дварфам, но это отдельная тема для разговора. Поддержка игры продолжается до сих пор, иногда выходит новый билд или патч. И именно эта игра вдохновила создателей project zomboid.
По сути своей - это рогалик с открытым миром, который генерируется случайным образом, где вы начинаете игру с выбранными вами стартом, характеристиками, навыками и преимуществами/недостатками персонажа. Первая ваша цель - понять как работает управление и зайти в настройки. Учтите, что игра сугубо клавиатурная, и почти на каждую клавишу забиндены 2-3 функции, в зависимости от регистра и вашего состояния в игре. Вторая ваша цель - не сгинуть в канаве в первые три минуты игры. Спойлер: вы провалите вторую цель. Кого-то запинал лось (местный мем, ибо в ранних билдах лоси были крайне опасны, ведь они были быстрыми, живучими, очень больно лягались и были крайне агрессивны), кого-то сожрали зомби, меня в первый раз вскрыл неведомый монстр, который симулировал человеческую речь, а когда я к нему приблизился, и увидел, что это не человек, бежать было поздно... А кто-то, не разобравшись в управлении, выпил отбеливатель для одежды, и помер от поноса, или порезался о стекло, когда входил в окно, не заметил этого, в рану попала грязь, и он помер через пару часов от инфекции о потери крови. Кто-то не знал, что для упокоения, мало избить зомби трубой, и что получив повреждения, колония блопов в трупе проведёт ТО, и поднимет вновь убитого мертвяка.
При этом, в игре очень широкие настройки. Можно играть в обычный катаклизм, где есть десяток видов зомби, фунгалоиды, триффоиды, несколько видов монстров и мутантов. Можно настроить классический зомби апокалипсис. Можно отключить воскрешающихся зомби, или вообще оставить пустой мир без монстров и почти без предметов, выживать в постоянных условиях нехватки ресурсов и провианта. Или пойти в другую сторону, включив модули "Безумный катаклизм", "динозавры" и прочее, добавив в игру чужих, хищников, тиранозавров, пришельцев, киборгов-убийц, криперов и фредди крюгера. И лору это никак не мешает, так как никто не говорил, что подобные существа не могут вывалиться из иных миров.Глава третья: фичи и возможности.
Первое время, вы будете случайно погибать, пока не узнаете основы выживания. Постепенно, вы начнёте умирать из-за собственных решений. В каждом сообществе по игре есть раздел, посвящённый историям смерти персонажей. Как и в римволде, игра порой генерирует поистине потрясающие ситуации.
Но предположим, вы подобрали все необходимые вам настройки, научились выживать, и даже не делаете необдуманных и спорных решений? Что же делать? И вот тут вам открывается целый мир, наполненный механиками и возможностями. Вы можете выживать в опасном, кишащем зомби городе, или робинзонить в лесу, можете странствовать по миру, или строить свою несокрушимую базу, или собрать отряд выживших НПЦ и начать отстраивать небольшой городок, с экономикой и инфраструктурой. Вы можете из нескольких танков и украденного в лаборатории инопланетного реактора тёмной материи, построить выживачный мобиль (опять же, как и в случае с историями о смертях, есть множество рецептов своего, самого лучшего передвижного дома). Вплоть до того, что вы можете отгрохать крепость на колёсах, которая будет на скорости в 700км/ч нестись через лес, оставляя за собой просеку. Или вы можете заняться вышивкой.
Кстати о вышивке: в игре своя система крафта, при которой вы обычно комбинируете не определённые предметы, а их свойства и материалы. У каждого предмета есть список свойств, например, вы можете разделать труп ножницами у которых есть параметры разрезания и разделки туш, или сварить суп в консервной банке, так как у неё есть свойство "варка". Чем больше уровень свойства, тем эффективнее будет выполнять предмет свою работу. Аналогично работают и материалы, например, вы можете сделать бинт из шляпы и самогона, или заточку из стекла, зубной щётки и костра. ну или сделать постапокалиптический костюм из военной и туристической экипировки, покрышек, проволоки и стальных листов. В катаклизме есть огромное количество рецептов крафта чего угодно.
В игре есть и квесты, но узнал я об этом абсолютно случайно, уже имея неплохой стаж выживания. Для этого нужно включить в настройках параметр "статичные НПЦ", и тут вам будут и лагеря выживших, наёмники, торговля, квесты, бандитские налёты и прочее. А без этого параметра, вам с крайне мизерным шансом (который, однако, можно настроить, и сделать выживших повсеместно), будут попадаться одинокие бродяги. У них тоже иногда попадаются квесты, но их всего 3-4 для всех выживших.
В зависимости от выбранного вами старта изменяется время, когда вы начинаете, к примеру, в стандартный пятый день, через месяц, через год или зимой. Изменяются условия - в распределительном центре, лагере беженцев, в лесу, городе, пещере, в пожарной части или лаборатории. Вариантов много, и разные модули могут добавить ещё больше самых разных стартовых позиций. Также, при создании нужно выбрать предысторию. Вариантов так же масса, и они могут меняться в зависимости от стартовой позиции. Например, просто выживший, детектив, мастер боевых искусств или киллер. Если вы стартуете в тюрьме, то можете начать за заключённого в камере, а в лаборатории стать учёным, добровольным подопытным, не добровольным подопытным, киборгом или мутантом со сбоем в геноме, из-за чего у вас каждые пару часов произвольно отрастают новые конечности или исчезают базовые функции организма.
Система мутаций позволяет вам играть за крылатого лося с лапами как у крысы и хвостом крокодила, и при этом вы будете невероятно умны. Или персонаж может стать таким большим, что не сможет влезать в одежду и машины. У вас есть буквально десятки стартовых позиций, предысторий, и сотни мутаций.
У персонажа 4 атрибута: сила, ловкость, интеллект и восприятие. Ничего интересного, но стоит отметить, что ограничение в 20 единиц каждого атрибута весьма условно, и мутациями, аугментациями и тренировками можно поднять характеристики достаточно высоко, чтобы ломать кулаками стены или кидать во врагов трупы зомби-халков.
Навыков около дюжины. На каждый тип оружия и деятельности свой навык. Стрельба из пистолетов, ружей и дробовиков, тяжёлое оружие, бой без оружия, стрельба из лука и метание, уворот, ближний бой, меткость, колющее и режущее оружие, компьютеры, выживание, ткачество, механика и электроника, краснорецие и торговля. Что-то мог и упустить, но суть ясна. Развитие происходит с помощью чтения книг и использования этих самых навыков.
Предпоследний этап при создании персонажа - выбор атрибутов. Преимущества и недостатки, а также боевые стили. Можно сделать обаятельного шизофреника, который знает шаолиньский стиль дракона и крав-магу, и не может пить молоко из-за лактозы, или очень доброго и стильного каннибала с близорукостью, который ещё и любит туризм.
Боевых в стилей в игре два или три десятка, некоторые можно узнать только при создании персонажа, а некоторые можно выучить только читая книги или при личном обучении у мастеров и носителей этих искусств.
Есть аугментации. Ещё одна механика игры. Их можно найти в мире, вырезать из киборгов или купить у выживших. Для установки нужен автодок, или очень много морфия и навык хирургии. Во втором случае есть риск оттяпать себе конечность или вовсе зарезаться. Аугментации требуют установки батарей и реакторов. Батарей есть два типа, с различиями в ёмкости, и среди источников тока, самыми безопасными являются храповики в суставах, каждый шаг дающие чуть-чуть энергии, солнечные панели на спине, которые позволяют в ясные дни ходить без одежды, постепенно пополняя бионическую энергию, или разъём для употребления батареек. Реакторы же опасны, облучают организм и могут взорваться, кроме самых продвинутых моделей, которые почти не встречаются. Но раз есть источник энергии, значит, что-то должно эту энергию потреблять. И вот тут начинается Deus Ex, ибо можно армировать кожу,
вставлять в тело лезвия, бластеры и компьютеры, инструменты, фильтры, силовые поля, телепорт и замедлитель времени. Аугментаций много, и создание своего JC Дентона будет долгим, но профитным занятием.
О графике: изначально она текстовая. Но существует масса различных тайлсетов, вплоть до того, что некоторые тайлсеты делают игру полу-3D изометрией.
Глава 4: чтобы выжить в любом бою, нужно всего лишь...
Сразу оговорюсь: главнейшим навыком в бою является... Умения быстро убегать. Для этого вам требуется знать врага, подобрать экипировку, знать клавишу бега, и, желательно, знать местность.
Враги: их много. Особенно, если включить пару дополнительных модулей. Про всех рассказать не смогу, зато поведаю про стандартных, со стандартными настройками сложности: Зомби. Некогда чуловек, в которого вселился блоп. Живучие, медленные, глупые, даже при том, что являются коллективным разумом. Для размножения блоп наносит себя на зубы и ногти зомби. В бою яростно царапает и кусает врага, пытаясь занести в рану как можно больше блопа. Так как блопы уязвимы к антибиотикам, они стараются действовать наверняка, чтобы жертва не успела вылечиться. Есть разные разновидности зомби: зомби-плавцы, токсичные взрывающиеся зомби, слизистые зомби-плевуны, тоже взрывающиеся, дымящиеся зомби, которые сделают из вас пассивного курильщика против вашей воли, электрические зомби, которые лупят вас молнией, и которых не стоит бить токопроводящим оружием, зомби-халк, встреча с которым будет смертью, если не убежать (учтите, что он может ломать стены не чуть не хуже, чем лица)... И вишенка на торте: электрический зомби-халк. Один из тех противников, с которыми лучше не находиться в одном городе. Если вы не отключили возрождающихся зомби, то врага нужно или очень повредить в бою, или разделать после боя. Есть даже функция быстрой разделки, которая потрошит тушу, почти не давая ресурсов. Иначе через пару часов зомби восстанет.
Фунгалоиды: грибы, которые воистину империальными темпами будут захватывать карту. Если вы странствовали по миру, и решили разбить базу в десятке километров от грибной башни, знайте: пушной зверь близок. Через пару недель вы обнаружите, что вокруг появились ещё пара дюжин грибных колоний, а грибная пехота ежедневно пытается сожрать ваших НПЦ. И чем больше убиваешь пехоту, тем больше спор они выбрасывают в воздух при смерти. Единственный вариант - жечь заживо. Это как орки в вархаммере, только без бронетехники, и если споры попадут внутрь вашего выжившего, то он может умереть или стать грибом сам. Есть шанс вылечить грибную инфекцию... Но присоединиться к грибам гораздо проще.
Если вам дорога ваша человечность, стоит избегать также плодов и сока Марло. Ибо испробовав этих плодов, можно навсегда стать рабом марло, а затем и самому стать растением. В прямом смысле слова. В игре, кстати, есть ряд мутаций, позволяющих вам заниматься фотосинтезом и ростом корней.
Если слышите человеческую речь (точнее, видите текст, ведь в игре нет звуков), игнорируйте. Это не человек. Чтобы убедиться - посмотрите карту. Другие человеки отмечаются символом @. Но скорее всего, это будет не человек.
Экипировка: тут всё просто - вы можете обвешаться бронёй, и сдохнуть, или не обвешиваться бронёй, и всё равно сдохнуть. Но если выбирать, то лучше выбрать второе. От большинства врагов можно сбежать, а если от врага сбежать нельзя, то уж точно вам не поможет броня, лучше качайте уворот. Броня, кстати, будет уворот штрафовать. Вся одежда накладывает на персонажа скованность. Число разнится от того, подходит ли одежда по размеру, и сколько на тебе одежды. Особенно штрафуются предметы одежды, занимающие один слот, например: майка почти не сковывает движения. Но если надеть две майки, вам будет немного неудобно. Три майки будут мешать ещё сильнее. Вы можете напялить на себя хоть три рюкзака, или 10 кобур, но после этого вы будете грациозны как кирпич. Если у вас скованы руки, вы будете хуже бить, если скованы ноги, медленнее ходить и уворачиваться, скованность торса влияет и на бой, и на скорость, а скованность головы ухудшает зрение и слух. Но и голышом ходить не вариант, ведь очень легко замёрзнуть насмерть. Поэтому вам обязательно нужно найти рубашку, штаны, носки, ботинки, нижнее бельё, лёгкие перчатки и балаклаву. Очень важный элемент экипировки, ведь обморожение носа или рта - неприятная штука. Желательно собирать экипировку с обилием карманов. Зимой одевайтесь теплее, летом можете перейти на шорты, и снять балаклаву. Украшения скованность не накладывают, но при этом у вас есть лимит на то, сколько браслетов, колец, амулетов, серёжек и брошек вы можете напялить.
Глава 5: итоги.
Катаклизм ДДА - масштабная, проработанная, но очень сложная игра не для всех. Если вы сможете её осилить и полюбить, она затянет вас на много, очень много часов. Те недостатки которые есть, вроде сложного управления или некоторого отсутствия смысла и глобальной цели игры, объясняются жанром, в конце концов, это олдскульный рогалик-песочница. Прочие недостатки, вроде багов, ошибок баланса и скучных механик, постепенно исправляются комьюнити игры. В целом - это отличный проект, который стоит попробовать. Главное, помните: не есть жёлтый снег, не пить воду без кипячения, не играть с маленькими фунгалойдиками, и не доверять людям.
Скачать стабильную версию с сайта: cataclysmdda.ru Там же находится и русская база знаний.
Wiki
Свалка экспериментальной версии, где выложены в открытом доступы все файлы игры: тут.
Версию для андроида можно найти в гугл плее. Только учтите, что с телефона управление не очень удобное.
После установки клиента, с вашего разрешения он сам может качать обновления, так что качать патчи не нужно.
В крайнем случае в папке игры есть файл updatecataclysm.exe, который при запуске обновит игру до последней стабильной версии.
Если вы скажете в комментариях недостатки обзора, что нужно исправить или добавить, чтобы обзор стал лучше, я постараюсь прислушаться к вам и исправить ошибки. И это мой первый обзор на сайте, за 6 лет с момента регистрации.
Комментариев 24
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.