Знакомство с конструкторами игр. (Часть 1)
Знаете ли вы, что для создания игры, не обязательно знание языков программирования? Знаете ли вы, что можно сделать достаточно мощную и интересную игру, не написав и строчки кода? Достаточно лишь иметь большое желание, творческую натуру, бесстрашие перед трудностями и.. конструкторы игр. Подробнее о них можно узнать здесь.
Конструкторы игр
В мире имеется множество программ, которые позволяют создавать игру без использования программирования. Для тех, кто не знают ни одного языка программирования, это отличная альтернатива, чтобы высказать свое слово в мире компьютерных игр.
Многие думают, что лучше учить какой-нибудь язык программирования, вроде Java,C++ или Delphi, потому что на таких "конструкторах", мало что можно реализовать и на них не сделаешь "крутую стрелялку вроде батлы". Не стану с ними спорить, так как это бесполезно. Только скажу, что в одиночку и со знанием даже всех, что ни есть языков на свете, такое тоже не получится.
Если вас не интересуют конструкторы игр или же вы знаете какой-нибудь язык и сами делаете свои игры, то можете со спокойной душой прекращать чтение этой статьи. В ней вы не найдете для себя что-то интересное.
Но если вы хоть немного заинтересованы или серьезно увлечены этим, то добро пожаловать.
Как я и говорил, есть множество программ, позволяющих создавать игры, не используя и строчки кода.
Я бы хотел рассмотреть несколько из них. Самых больших гигантов, как я бы сказал. Итак, приступаю.
GameMaker Studio
На первом месте среди конструкторов - всемирно известная Gamemaker Studio от Yoyo Games™. Этот конструктор очень популярен и востребован, на нем делаются десятки, даже сотню игр. В любом списке конструкторов - он на первом месте.
Немного об истории Gamemaker:
Ведущий разработчик программы — Марк Овермарс. Он, еще будучи профессором Утрехтского университета , начал разрабатывать Game Maker как учебное пособие для своих студентов.
От себя добавлю, что когда учитель делает все, чтобы ученикам было интересно - это по-настоящему великая и достойная заслуга. Первоначально, (В 1999 году) он назывался Animo, потому что сперва была идея сделать простую систему для создания 2-ух мерных анимаций. Программа увидела свет 15 ноября, 1999. Эта версия уже имела встроенный язык программирования, но достаточно простенький. В данной версии не использовался DirectX и она не имела самостоятельного движка, и как следствие не позволяла создавать выполнимые программы. Поэтому созданные игры просто запускались в основном окне программы. С тех пор достаточно быстро были созданы версии 1.2, 1.2a, 1.3. Программа была еще мало известна и ее просто очень редко скачивали. Например в Декабре 1999 Game Maker был скачен всего 366 раз.
2001 год: Вскоре появилась версия 3.0, в которой впервые был использован DirectX для рисования. Затем вышли дополнительные версии 3.1, 3.2 и 3.3 (Апрель 2001). Популярность игрового мотора быстро росла. В Марте 2001 года, программу скачали приблизительно 14.000 раз, а уже в Июне 2001 количество скачиваний увеличилось до 21.000. В январе 2001 автор решил, что должен качественно улучшить Game Maker, программа была полностью переделана (код приложения создавался с нуля), были использованы все знания приобретенные за предыдущие годы. Интерфейс программы был полностью изменен. Новая реализация уже не была совместима со старой версией. Версия 4.0 была выпущена в Июле 2001. Версия 4.1 появилась в декабре 2001 (ее особенность - добавлена поддержка мультиплеера). Популярность программы увеличилась. В декабре 2001 было зафиксировано 32.000 скачивания. За весь 2001 программа была загружена приблизительно 270.000 раз.
2007: 28 февраля была выпущена версия Game Maker 7.0 через новый сайт YoYo Games.
В мае 2007 www.gamemaker.nl - официальный сайт Game Maker прекращает свое существование. Теперь www.yoyogames.com является официальным представителем Game Maker.
Через полгода с момента создания yoyogames.com насчитывает более 5.000 игр, загружаемых, в среднем, по 50 в день. Приблизительно 200.000 страниц просматриваются в день. Game Maker скачивают по 3.000 раз в день. На форуме зарегистрировано около 40.000 участников, в любой момент на форуме присутствует 200 - 250 участников и создано 1.500 тем.
В конце года было проведено первое соревнование (YoYoGames competition 01), тематикой которого стала "зима". Обладателем главного приза ($1.000) стал разработчик 2dCube.
Про саму программу:
Система Gamemaker рассчитана в основном на создание двухмерных (2D) игр любых жанров. Также подойдёт для создания различных презентаций и т. п. Начиная с 6-й версии появилась ограниченная возможность работать с 3D.
Game Maker распространяется на условиях Shareware, бесплатная версия ограничена в функциональности, а при запуске откомпилированных в ней игр показывается логотип программы.
Создание игры в Game Maker не требует предварительного знакомства с каким либо из языков программирования.
Игра в Game maker строится как набор игровых объектов. За их внешний вид отвечают спрайты, а поведение задаётся путём описания реакций на события. Для этого можно использовать графическое представление программ (близкое к блок-схемам) в виде последовательности иконок-действий. Программирование с помощью действий происходит в режиме drag-n-drop. Например, для того чтобы начать условный оператор, нужно перетащить на панель действий восьмиугольник с иконкой, обозначающей тип проверки, а затем, возможно, ввести какие-либо значения в появившуюся форму. Для более продвинутых пользователей имеется скриптовый язык GML похожий на javascript, имеется возможность создания собственных библиотек действий, используя Library Maker.
Язык GML включает в себя средства загрузки и использования внешних динамических библиотек, что позволяет расширять Game Maker процедурами и функциями, написанными на других языках. Внешние DLL, вместе с GML обвязкой могут быть собраны в пакет расширения GameMaker.
Плюсы и Минусы GameMaker:
- + Кроссплатформенность
- + собственный скриптовый язык программирования (GML)
- + Интеграция со Steam
- + Множество эффектов, шейдеров и т.д., также поддержка Мультиплеера.
- + Поддержка множества интернет-площадок. (Вроде Facebook, Vkontakte и т.д.)
- + Большое кол-во неоффициальных сообществ
- - Высокая цена (~3000 рублей)
- - Плохо оптимизирован
- - Плохо проработанный режим 3D
Cкачать Game Maker Studio можно ЗДЕСЬ
Уроки и туториалы по Game Maker ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ
Русское сообщество ЗДЕСЬ
Construct 2
Более поздний конструктор, который тем не менее является достаточно сильным конкурентом для GameMaker Studio. Он легок и очень удобен в усвоении. Разрабатывается Scirra™, компанией, созданной группой студентов из Лондона. Основные члены команды Scirra™ до этого писали расширения для Multimedia Fusion от Clickteam. Работая там, они заинтересовались созданием своего собственного игрового конструктора. Первой опубликованной версией стал Construct 0.8, выпущенный 27 октября, 2007.
Construct Classic - его предшественник, свободно доступен, в соответствии с условиями GPL версии 2. Он написан на C++, с использованием Microsoft Visual Studio. В качестве физического движка использует Box2D. К настоящему моменту она уже лишилась официальной поддержки разработчиков(2013 год), однако продолжает поддерживаться энтузиастами. Впрочем, популярность её все еще высока, особенно в сфере разработки 2D и 3D-игр для операционной системы Windows.
Начиная с 2011 года Scirra сосредоточила усилия на разработке Construct 2, очень похожего на Construct Classic коммерческого конструктора HTML 5 игр.
Construct 2 - пока еще относительно молодая и у нее нет как таковой истории, однако это интенсивно развивающаяся программа, чему сильно способствует и его постоянно растущая популярность. Уже сегодня он предоставляет весьма солидные возможности для создания двухмерных игр без применения программирования, а частые обновления, постоянно включающие в себя новые функции и исправления ошибок, позволяют поддерживать актуальность Construct 2 на достойном уровне.
Справочные Материалы и Прочие:
На официальном английском сайте разработчика Scirra.com имеется множество обучающих материалов, уроков и документации по программе, что облегчает изучение данного конструктора игр. На сайте разработчика также имеется форум, на котором пользователи могут получить техническую поддержку и сообщить об ошибках. Помимо этого, на сайте имеется специальный раздел, под названием Scirra Arcade, где представлено большое количество уже созданных пользователями игр. Вы можете просмотреть их прямо сейчас. Говоря по правде, Arcade слишком уж ограничен и из-за этого на нем мало каких-либо хороших игр. (Даже такая маленькая игра как та, которую я выкладывал в Рукоделии, не вошла в Scirra™ Arcade из-за своего размера)
В интернете на данный момент существует крупное русское сообщество под названием C2 Community, где имеется множество исходных кодов, уроков, примеров игр и техническая поддержка по программе Construct 2, а также по ее предыдущей версии Construct Classic. Это очень удобно, т.к. ты можешь выяснить там все, что тебе непонятно и изучить множество полезных вещей. (Знаю, по своему опыту).
Про программу:
Construct 2 позволяет каждому желающему создавать 2D-игры любой сложности и любого жанра, даже не имея навыков программирования. Игры, сделанные на нем, легко портируются на все основные платформы — PC, Mac, Linux, браузеры с поддержкой HTML5, Android, iOS, Windows Phone, Blackberry 10, Amazon Appstore, Chrome Web Store, Facebook(Также и для Vkontakte, если скачать специальный плагин). Поддержка iOS и Android осуществляется благодаря технологиям CocoonJS от Ludei и directCanvas от appMobi™, которые используют аппаратное ускорение для увеличения производительности HTML5 игр в 5-10 раз. В основном, для меня важные платформы это: ПК, Android и iOS, но может быть для вас пригодится что-нибудь другое, выбирайте!
Интерфейс в Construct 2 интуитивно понятен и прост в освоении, благодаря визуальному редактору и от человека не требуется знаний программирования и опыта в разработке игр, в ней может разобраться даже ребенок. Логика игр в Construct 2 создается с помощью системы событий и связанных с ними действий. Первый Construct использует DirectX для редактора и запуска приложений. Construct 2 использует OpenGL для редактора (так как это основной экспортер HTML5). OpenGL 1.1 поставляется с Windows XP, и нет никакой необходимости установки D3DX для редактора. Там также не требуется установка Visual C++, что делает установку Construct 2 гораздо проще. Существует как 32-битная и 64-битная версия, так что пользователи 64-битных систем могут наслаждаться улучшенной производительностью.
Установка программы будет портативной, поэтому вы сможете установить Construct 2, например, на флэш-накопитель и запускать его на других компьютерах без установки. Это также означает, что Construct 2 сможет работать в местах, где запрещена установка, например, в школах, университетах, на рабочих местах. Помните, что 64-разрядный редактор не будет работать на 32-разрядной Windows, так что если есть сомнения, установите 32-битную версию.
Для овладения Construct 2 требуется лишь базовый опыт работы с ПК и немного усилий. Вдобавок, постоянные обновления делают использование программы достаточно безопасным.
Данный конструктор игр одинаково хорошо подходит как для неопытных новичков, желающих попробовать себя в создании простых игр, так и для профессионалов, которые хотят научиться делать качественные игры. Кроме того, с его помощью можно легко создавать прототипы игр, демонстрационные версии, презентации и интерактивные обучающие приложения.
Плюсы и Минусы Construct 2:
- + Программа легка в освоении, не требует программирования.
- + Полученная игра работает на любой операционной системе в любом современном HTML5-браузере.
- + Полученная игра не требует скачивания, установки игры, установки каких-либо плагинов. Запускается прямо на странице сайта.
- + Отличная документация, также и на русском языке.
- + Имеется русское сообщество.
- + Множество эффектов, шейдеров и т.д., также поддержка Мультиплеера.
- + Поддержка множества интернет-площадок
- + Интеграция со Steam
- - Программа только на английском языке. Но игру можно сделать на любом языке (кодировка Unicode).
- - Сложные игры при неграмотном создании могут тормозить, особенно на смартфонах
- - Программа (не путайте с полученной игрой!) работает только на Windows.
- - Высокая цена (~ 3000 рублей)
Скачать бесплатную версию Construct 2 можно ЗДЕСЬ (Самая левая ссылка, правая - всякие спрайты и музыка, которые могут вам пригодиться)
Уроки и туториалы на русском ЗДЕСЬ (Опуститесь чуть вниз и там увидите)
Adventure Game Studio
Adventure Game Studio — это бесплатный конструктор игр, который развивается с 1995 года. Автор идеи и разработчик — Крис Джонс. У этого конструктора очень-очень много пользователей и фанов. Он очень древний и старый, но также очень удобный и популярный. Самое важное, что он еще не заброшен. Но если говорить правду, то очень редко выходят обновления. Но это не помеха, так как над ней работают уже столько лет..
Крис Джонс планировал создать свою игру в жанре квест, который был ОЧЕНЬ популярен в то время. Он хотел сразу написать код игры целиком, но потом понял, что при изменении одного небольшого параметра придется переписать большую часть кода. Тогда он решил сделать среду разработки — Quest Maker. Она была условно-бесплатной и стала известной, как Adventure Maker v1.0. Он быстро сделал короткую игру из 5 комнат-локаций, эта игра стала распространяться как Demo с конструктором игр. Через пару лет, когда он получил доступ в интернет, он загрузил свой проект в сеть. После этого число любительских игр резко возросло. Логотип AGS — большая синяя чашка. Логотип появился благодаря тому, что при добавлении объекта в игру спрайтом по умолчанию была пиксельная чашка, которая примелькалась и стала ассоциироваться с этим конструктором.
В 1997 году вышла первая массовая версия конструктора для операционной системы MS-DOS и называлась «Adventure Creator». Летом 1999 г. автор переделал программу и выпустил её в сентябре уже под названием «Adventure Game Studio».
Программист был вдохновлён простым интерфейсом приключенческих игр фирмы Sierra On-Line, особенно «Space Quest IV: Roger Wilco and the Time Rippers». Первая версия Adventure Creator позволяла пользователям создавать игры только в низком разрешении, с управлением через клавиатуру. Но это было крайне утомительно и не удобно.
Изначально пользователи конструктора AGS создавали только маленькие пробные или демонстрационные игрушки, большинство серьёзных проектов вскоре прекращали свое существование. Поэтому сообщество росло очень медленно. В конце концов, разработчики попросили у автора новых возможностей (например, более высокое разрешение экрана), чтобы создавать более сложные игры. В январе 1999 года вышел Adventure Creator версии 1.1 с поддержкой SVGA-графики. Пользователи попросили возможность уменьшения и увеличения персонажа (имитация близких и далеких мест на локации), и Джонс добавил её в сентябре того же года.
После долгого застоя вышла первая законченная игра «Lassi Quest», и сразу после неё «Larry Vales» и «Rob Blanc» (от Ben 'Yahtzee' Croshaw), и движок стал набирать популярность.
Со временем сообщество стало пополняться тысячами новых членов и продолжало расти, и создавать все больше и больше новых игр, от коротких милых поделок в старом стиле до крупнокалиберных, как например «Pleurghburg: Dark Ages». AGS-движок с каждым годом развивает все медленнее. Этого вызывает много недовольства, но не думайте, что из-за этого этот конструктор плох.
Я не стану выявлять все минусы и плюсы этой программы, так как по сравнению с остальными "Гигантами", она не имеет кроссплатформенности, режима 3D или мультиплеера и многих прочих новаторских "штучек", нет, но все-таки этот конструктор достойный кандидат в звание "гиганты" и может быть использован для различных квестов, драм и комедий, наподобие Full Throttle или Space Quest.
Оффициальный сайт AGS - ЗДЕСЬ (Там можно и скачать конструктор и сыграть в игры, сделанные на нем. Также имеются туториалы на английском, но они понятны любому, кто хоть немного знаком с языком.)
Послесловие
Итак, вы познакомились с тремя конструкторами, которые я причислил к "гигантам". Мощные Game Maker и Construct 2, и старый добрый AGS. Может, вы и не согласитесь с моим выбором, но думаю, согласитесь, что это достойные программы с большим функционалом и возможностями. Спасибо за внимание и удачи вам в создании своих игр!
Комментариев 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.