11 лет назад...



Вчера, разбирая своё барахлишко, наводя относительный порядок на стеллаже, неожиданно наткнулся на кипу своих старых журналов "ЛКИ". И прям вот... Нахлынуло ностальжи.
Сел тут же и прочёл от и до всю статью. И понял, трэба этим чувством поделиться здесь и сейчас, со всеми адептами. Особенно в преддверии ожидаемого выхода "Баннерлорда".


Итак, если кто помнит, был в начале 2000-х такой обзорный ежемесячник геймерской и окологеймерской тематики, довольно толстый журнальчик по новинкам компьютерным игр. "ЛКИ" - "Лучшие Компьютерные Игры" был для меня лично, действительно, одним из лучших журналов на тот момент про гейм-индустрию. Да и не только для меня, думаю. Уважительное отношение к своим читателям (это прежде всего ощущалось, как берёшь этот журнал в руки) в подаче материала, стильное оформление со всякими фишечками, подробные статьи с разборами вновь вышедших новинок игростроя, написанные чётко, без воды, с юмором но без жлобства. Всё это создавало тот неповторимый шарм, за которым я, помню, спешил в первую неделю каждого месяца к заветному киоску, предвкушая шелест гляцевых страниц очередного номера. Хэх, было время...

И попался мне друзья вчера в руки тот самый журнал, "ЛКИ" №11 от ноября 2008-го года, с той заветной статьёй, про тогда ещё "недавно вышедшую" игру "Холмы и кровь".
Весь нижеизложенный материал - фотки и текстовые абзацы - ( слегка местами изменённые ) выдержки из той статьи авторства Константина Закаблуковского.


Бандит? Нет, феодал! 

Лошадь как весомый аргумент. 

Куда податься, под чьё покровительство отдаться? 

Сено - солома. 

В компании и помирать весело. 


Mount & Blade необычная игра. Герой здесь вовсе не спаситель человечества и, по большому счёту, это самое человечество чихало на него с высокого донжона. Есть мы, нет нас - купеческие караваны будут всё так же неспешно ползти по своим делам, крестьяне - с опаской путешествовать от деревни к городу и обратно, короли и сеньоры - обьезжать свои владения, осаждать замки и города, ну а любители трясти чужие кошельки в поисках лёгкой наживы - грабить слабых и спасаться от сильных. Наша же цель, вне зависимости от выбранного пути, в сущности проста и незатейлива - выбиться из грязи в князи. Или даже в короли... Ну, помечтать-то уж можно, мммм?


"Недурная бандочка, - подумал он. - Эх, если б не политика...
Создать бы такую ганзу да двинуть на пограничье, грабить, насиловать, жечь и убивать...
Снова почувствовать себя молодым...
Эххх, если б не эта политика..."
                                                                                               Анджей Сапковски, "Башня Ласточки".


Кем быть, - решать только вам, начальные обстоятельства могут лишь усложнить либо немного облегчить поставленную перед вами задачу. Можно остаться вольным стрелком и уничтожать бандитов в округе или же, наоборот, попробовать встать на скользкую дорожку разбоя. Самый разумный выбор - податься под знамёна одного из пяти королей, сперва в роли простого наёмника, а затем и вассала, принеся клятву верности сюзерену. Хотя этим варианты развития биографии персонажа не исчерпываются. И всё бы хорошо, но принцип "развлеки себя сам" не всегда бывает к месту. Финальная цель тоже не помешала бы.
В игровом мире M&B есть только одна магия - магия денег. Солдаты хотят получать заработанное своим потом и кровью жалование еженедельно, а с ростом их способностей и улучшением экипировки, сумма возрастает порой кратно. Содержание крупного войска из покрытых шрамами вояк влетает их предводителю в копеечку. Добыть звонкую монету можно, сбывая добытые в боях трофеи на рынках в городах и продавая пленных на галеры. Неплохой, по начальным меркам доход, приносит и деревенька, но её сперва заполучить надо. Тот же, кто предпочтёт путь торговца, сумеет прокормить лишь небольшой отряд.


А как же мана, огненные шары, пентакли и прочие !"спецэффекты"? А их в Кальрадии нет, дорогие друзья! На дворе вполне земное Средневековье и никаких чудес. Период, правда, определить тут сложно - здесь и англосаксонская культура 10-го века нахально соседствует с итальянскими городами эпохи Возрождения.
Как и в жизни, порой, народы мирно уживаются друг с другом, но чаще, конечно, воюют. В качестве доводов в ход идёт всё изобретённое на тот момент человечеством: дубины, мечи, луки, топоры, копья... Каждый сможет выбрать оружие себе по руке - и любители держать дистанцию и предпочитающие ближний, маневренный бой. Защита также не отстаёт - можно облачиться во что душе угодно - от простой стёганки до трёхчетвертных доспехов. Однако чем больше на вас навешено, тем медленнее вы двигаетесь. Увлёкшись вместо серьёзного бойца можно превратиться в еле ползающую консервную банку!

Лошадью ходи, лошадью!



Пехота также внушает уважение даже и без поддержки, но победа всё же обойдётся слишком большой кровью - часть погибнет на подходе от вражьих стрел, кого-то растопчут лошади.
Выход один - иметь сбалансированную армию и сочетать разные рода войск. В идеале стоит подбирать войска под конкретного противника, но это получается далеко не всегда, а до контроля над первым своим замком - и вовсе нереально.



Сено - солома

Получение уровней традиционно даёт нам возможность стать сильнее, ловчее, зубастее, а уж какие навыки изучать, мы выбираем сами. Список обширный, куст комбинаций высок и развесист. Некоторые из умений действуют на всю партию - быстрое передвижение, исцеление ран, тактическое преимущество в бою... Эти задачи можно отдать на откуп своим спутникам. Они развиваются точно так же, как и главный герой, разве что медленнее - и не дано им крошить врагов столь же эффективно.
Набранные в деревнях желторотые новобранцы за время путешествий, тоже получают новые нашивки и рано или поздно превращаются сначала в бывалых, а потом и в ветеранов. но путь к вершинам мастерства лежит через три-четыре повышения. На некоторых этапах нужно определять бойца в пехоту, кавалерию, либо к стрелкам. После столь сложного воспитания, начинаешь ценить всех своих вояк, вместе и по отдельности...



Руководство

Где тут в сеньоры принимают?

Избави меня, Боже, от друзей, от врагов я как нибудь сам избавлюсь...                                 Приписывается кардиналу Ришелье.

Вне зависимости от начального выбора, наш герой появляется в игровом мире в полном одиночестве, безвестности и почти без денег. Для начала ему по зубам лишь мелкие шайки воров и грабителей (looters). Кто-либо более кусачий, типа горных бандитов (mount bandits), всё равно пока не по силам. Приодевшись и немного вооружившись, можно осмелеть и попробовать погоняться за лесными разбойниками (forest bandits). Или даже за степными налётчиками (steppe bandits). Но конные лучники заставят попотеть, даже если в нашу армию и записаны хергиты.
Накачав более-менее мускулы, можно браться за серьёзных противников - морских разбойников (sea riders). После стычек с ними мы наберёмся не только опыта, но и приличного, для среднего уровня, снаряжения.


За каждый бой персонаж получает толику известности (renown), если, конечно, победа не была слишком лёгкой. Известность, что забавно, но вполне логично, увеличивает размер нашего отряда - на 1 человека за 25 пунктов. Когда её накопится достаточно, можно будет наняться к какому-либо правителю. Осторожнее, отношения со всеми государствами с которыми воюет ваш сюзерен, испортятся до минус 40! Хлеб наёмника пресен, а еженедельное жалование скудно, так что на масло и колбасу придётся зарабатывать самим.


Следующий шаг - вассальная присяга. Для этого нужны три вещи, легко выражаемые математически. Помножьте вашу репутацию в стране на репутацию в глазах лично владыки и приплюсуйте известность. Если получившееся у вас число больше ста шестидесяти, можете горделиво требовать от всех окружающих именовать вас отныне сеньором. Взамен еженедельного мешочка с золотом вам выдадут во владение деревеньку, но вот незадача - отношения с её бывшим владельцем немного испортятся.
Важно: если замок или город, к которому относится наша деревенька, завоюют, вернуть земли не будет уже никакой возможности. При повторном захвате уже нашей страной это поселение окажется во владениях того, кому король дарует основную собственность.

Если королевская физиономия на аверсе монеты вызывает у вас изжогу, то можно попробовать встать по другую сторону баррикад и поддержать одного из претендентов на трон. Вашими стараниями на карте возникнет новая фракция - повстанцев. Учтите, что лихому реформатору необходим или толстый мешок денег или развитый навык убеждения - придётся переманивать на свою сторону сеньоров, всё ещё верных его величеству.
Поднять восстание, в общем-то, можно и самостоятельно, но это будет очень тяжёлая и бесцельная война. Для начала придётся накопить огромное состояние - армия понадобится нешуточная, в том числе и наёмная. И заработать высокую известность для повышения размера отряда. Хотя бы сотню тысяч денар и отряд в сто человек на первое время наскребите.
Понадобятся также и хорошие отношения сразу с несколькими деревнями, так что сразу озаботьтесь выполнением тамошних заданий. Понадобится также и высокий навык "Наставник" для быстрого обучения набранных рекрутов. Затем освобождаемся от вассальной присяги и налаживаем отношения со всеми державами, кроме будущей жертвы. Впоследствии этого сделать будет невозможно, так как короли не ведут переговоров с выскочками и парвеню.
Всё, дальше остаётся самая малость - в одиночку победить многочисленные армии противника, т.к. переманить всех феодалов на свою сторону не получится.
После захвата всех городов и замков и уничтожения всех его отрядов враг исчезнет с карты и ... На этом всё закончится. Коронации не будет, для всего мира мы так и останемся повстанцами.
Это баг: если завоевать все города и замки государства и лишь после этого взять задание претендента, оно окажется невыполнимым из-за отсутствия на карте сеньоров.

Если вам вся эта политика до большой и светлой лампады, можете сколотить небольшую ганзу и не мудрствуя лукаво, ГРАБИТЬ КОРОВАНЫ и деревни. Убеждённым пацефистам тоже найдётся занятие - торговля. Но как ни парадоксально, много ею не заработаешь по банальной причине - отсутствие больших сумм денег у купцов. Больше пары единиц дорогого товара, вроде специй, перепродать не удастся. Если действительно хотите неплохо заработать, станьте завсегдатаем турниров и ставьте деньги нагло на себя-любимого. Правда тут тоже нужна малость - научиться всегда выигрывать...


Барон Жермон поехал на войну. 

Реальная война - а несколько реальных войн мне видеть довелось - с точки зрения порядка и организованности удивительно походит на охваченный пожаром бордель.                                                                                         Лютик, "Полвека поэзии"

Без сражений обойтись можно, но сложно - поскольку в стычках мы в основном и набираемся опыта, к тому же, мы сюда пришли именно повоевать. Купцу тонкости конного боя в общем-то, ни к чему, согласны? Утолить жажду крови и потешить собственную агрессивность можно либо на войне, либо на турнире.
Сражение на поле. Ну в поле - это скорее условно, сражение может проходить и в ровной как стол степи и в заснеженных горах. Деревья замтрудняют стрельбу, а реки замедляют продвижение. Количество участников зависит от размеров армий противоборствующих сторон, включая всех окрестных сочувствующих той или иной стороне, и навыка тактики у командиров. Если мы сражаемся бок о бок с союзниками, те управляют своими армиями самостоятельно. И управляют ими они, тут надо сказать, подчас, довольно глупо.
Штурм замков. Первым делом замок нужно осадить. Обычно обороняющихся около полутора сотен, поэтому беритесь за дело хорошо подготовившись или же ищите недоукомплектованные после прошлого штурма гарнизоны. Теоретически можно прождать и 30 игровых дней. пока оголодавший на сухарях с солониной гарнизон сам не сдасться вам, но на практике реализовать такое довольно сложно. Вам самому понадобятся нешуточные запасы провианта в инвентаре, да ещё периодически вашим союзникам будут досаждать союзники осаждённых.
Второй выход - решительный штурм. Сначала строятся осадные лестницы(быстро) или осадная башня(в три с лишним раза дольше), тип снаряжения для каждой точки на карте фиксирован. Затем можно предложить осаждённым выбор - сдаться под страхом смерти или же отпустить под своё честное слово. Не оставят замок - сами виноваты.
С лестницами проще - они уже стоят, и войскам остаётся лишь подняться по ним, чтоб схлестнуться с врагом лицом к лицу; при этом атакующих, естественно, с фланговых стен и башен будут осыпать стрелами и дротиками. С башней же смертность на начальном этапе значительно возрастает, поскольку её к стене надо ещё подкатить. При штурме мы всегда контролируем все доступные войска - и свои и чужие, - в отличие от сражения в поле.
Штурм городов. Он значительно сложнее штурмов замков, поскольку численность гарнизона может превышать три сотни человек. Остаётся, набрав в свою армию побольше элитных бойцов, атаковать волнами, раз за разом. Либо, будучи вассалом, надеяться на помощь других дворян короля.
Штурм тут проходит в три этапа. На первом защитники выставляют свою армию на стенах. Если враг сделает вылазку, то это будет, фактически, обычная полевая месиловка, но только на ограниченном пятачке земли. После взятия стен, самого кровавого и массового этапа, пойдут бои на улочках и площади города - это второй этап. Ну и третий - это сражение в городском детинце или замке. Тут бойцов обычно от пяти до дюжины с каждой из сторон.


Гладиаторские бои. Оставим войну, перейдём к делу каждого уважающего себя рыцаря - турнирам. Хотя, для сего состязания это слишком громкое название. Начальные условия незатейливы: игрока в исподнем белье и с чем бог пошлёт в руках выкидывают на арену. Победили пятерых таких же тощих голодранцев - получите свои несколько монет в награду. Управились с десятком - кошелёк с монетами приятно растолстеет. А если удасться уложить всех - а это двадцать бойцов - финальный приз в двести пятьдесят золотых монет ваш. Словом, в начале игры это неплохой способ заработка, но картину на турнире портят лучники - слишком резво они и безнаказанно отгрызают драгоценное здоровье. А если лук в руки достанется вам - тоже, долго вы не протянете.
На заметку: на арене у персонажа столько здоровья, сколько было на момент начала турнира, с ним же персонаж окажется после победы или поражения. Здоровы персонаж, естественно, имеет больше шансов выиграть.

Большие турниры на вылет. В различных городах довольно регулярно проходят большие полноценные турниры. Чтобы победить необходимо выиграть шесть поединков. Какими они будут, угадать сложно. Вам может выпасть три команды по пять человек или две по два. И только в последнем раунде вы сойдётесь один на один. Снаряжение унифицировано и зависит от города, где проводится турнир: у хергитов все до одного будут верхом и с дротиками и луками в руках, норды раздадут всем щиты и топоры, у родоков обязательно выдадут арбалеты. Из красивой и сбалансированной картины выбиваются только вегиры - у них есть и чистые лучники и рукопашники со щитами. Сразу скажу, первым в одиночестве против вторых не выстоять.
Перед каждым раундом на себя можно поставить от десяти до ста динаров. Но чем дальше мы двигаемся по турнирным этапам, тем меньше будет маржа с каждой ставки. Выигрыш выдаётся только в случае финальной победы. Кроме того, улучшится отношение горожан к вам и слегка возрастёт ваша известность (на 20 пунктов).


Бой за честь дамы. Изредка одна из придворных дам, мило краснея, поручит нам разобраться с распускающим о ней слухи сеньором по рыцарским понятиям. Если миром дело решить не удаётся, действие переносится на городскую арену, но противники выходят на неё в полном своём боевом снаряжении, а не в турнирном. Честь леди на карте - а это вам не хухры-мухры.

Широка Кальрадия родная.

В промежутках между боями мы передвигаемся по карте Кальрадии. Скорость отряда падает с ростом его численности, суммарного веса предметов в инвентаре и количества пленных, а растёт благодаря навыку "поиск пути" у одного из персонажей, сопровождающих вас в группе и количеству верховых в отряде. Чем выше скорость, тем соответственно, выше шансы кого-то догнать либо, наоборот, от кого-то уйти.
В своих странствиях мы посещаем деревни, замки и города. Каждое из поселений принадлежит одной из пяти стран и, чаще всего, какому-либо из сеньоров.
Деревни - самые маленькие и самые многочисленные из поселений. Здесь можно нанять рекрутов одной из пяти наций, купить провизии и кой-чего из товаров, переговорить со старостой - либо, если вам по душе беззаконие и насилие, угнать коров, заставить отдать припасы либо вовсе разграбить деревеньку. Количество нанимаемых новобранцев напрямую зависит от отношения поселенцев к вашему персонажу - чем оно выше, тем их будет больше за раз. Это важно на поздних этапах игры, когда потери высоки. Если же деревня принадлежит нам, она приносит нам деньги и в ней можно построить несколько зданий - больше, правда, антуражных, чем полезных. Посёлок враждующей с вашим сюзереном нации можно разграбить, награда будет неплоха, но отношение жителей этой деревни к вам резко ухудшится, а также ухудшатся отношения с феодалом, владельцем её, ну и соответственно, со страной-врагом в целом.
На заметку: национальность крестьян остаётся прежней, сколько бы раз деревня не переходила из рук в руки.

Замки. В дружественном замке можно за символическую сумму денег отдохнуть всем отрядом и набраться сил, а в зале сеньора встретиться с гостящими тут персонажами. Если же замок принадлежит нам - можно оставить тут часть войск, для этого он и нужен, гарнизон идёт сверх лимита численности отряда. Появляется возможность формировать войска под конкретного противника. Замку почти всегда придана одна деревня, которая тоже оказывается под нашим управлением. Деньги замок также приносит, но совсем небольшие, а улучшений в нём всего два - темница и курьерская служба. 
Города. Как водится, города - очаги прогресса и цивилизации. Непременно посетите главный культурный центр каждого города - таверну. Там можно встретить новых персонажей, желающих присоединиться к нашему отряду, нанять наёмников, встретить работорговца или торговца книгами, а у бармена - поднять репутацию в городе, поставив вина за ваш счёт, всем входящим на сегодня.
На арене можно поучаствовать в гладиаторских боях. На рынке - посетить четверых торговцев - у них можно разжиться оружием, доспехами, лошадьми и так скажем, другими товарами. Можно зайти в городскую резиденцию сеньора и поговорить с присутствующими там вельможами. А если прогуляться по городу, есть вероятность наткнуться на городскую тюрьму, где содержаться важные пленники.


Боевой дух своих солдат надо всегда держать на приемлимом уровне - хотя бы выше среднего. Если он упадёт, народ начнёт помаленьку разбегаться. Положительно на умы и настроение соратников влияют навык лидерства командира и разнообразие рациона. Отрицательно - рост отряда, отсутствие питания. На голодный желудок много не навоюешь, это аксиома. Есть и переменный фактор - влияние последних событий. Если вы одержали в последних боях ряд блистательных побед, ваш отряд будет летать на крыльях от радости и гордости, и наоборот. Со временем происходящее забывается и боевой дух, так сказать, возвращается к нейтральному уровню.
Чем стоит заняться долгими вечерами во время осад - так это чтением. Некоторые из книг увеличивают характеристики и навыки, другие же стоит носить в инвентаре для повышения умений. Книги можно приобрести у книготорговца в таверне. Стоят они дорого.


Очень приятно, хан!

Весь игровой мир, как уже говорилось, поделен между пятью крупными государствами, чьи армии сильны и многочисленны. Миролюбие им мало свойственно и почти всегда страна находится в состоянии войны с одним-двумя противниками, а то и со всеми четырьмя сразу. Статус в большинстве случаев определяется на старте партии, а в процессе игры перемирие или обьявления войны случаются, но редко. Отношение к отряду игрока зависит от его репутации - если она отрицательна, ждите вооружённых до зубов гостей.
Ещё по карте бродят войска без определённого подданства. Кое-кто нейтрален к странам и к игроку и сражается только с бандитами. Охотники за головами по своему почину, а у беженцев и особого выбора нет. Все прочие "ничейные" отряды агрессивны, это шваль всех мастей и оттенков, от малохольных грабителей с ножичками и булыжниками за пазухой, до высокоуровневых хорошовооружённых дезертиров и налётчиков.

Хергитское ханство.
Хергиты более всего походят на монголов. Их армия полностью состоит из кавалерии, коней нет лишь у некоторых редких новобранцев, и почти все бойцы, помимо оружия ближнего боя, вооружены или луками или же дротиками. Но даже лучшие солдаты у хергитов уступают в вооружении и защищенности элитным воинам других держав - это плата за маневренность. По понятным причинам, эти парни хороши на ровном, как степь, поле битвы, холмы и перелески сводят большинство их преимуществ на нет.
Королевство нордов.
Прототипом нордам послужили народы Скандинавии. Их тяжёлая пехота - хускарлы, лучшая в игре. Солдаты нордв чаще всего вооружены одноручным оружием и щитом, но иногда используют двуручные топоры, а на последних уровнях используют метательные копья и топоры. Помимо пехоты из нордом можно воспитать и лучников, правда, очень среднего уровня. Кавалерии у них нет совсем, равно как и способных противостоять ей, копейщиков. Поэтому в чистом поле норды могут испытывать некоторые трудности, особенно против славящихся своей кавалерией стран. Зато в штурме замков и городов нордам нет равных.
Королевство родоков.
А вот тут у нас гости из более позднего времени - родоки явно происходят от итальянского ополчения городов эпохи Ренессанса. У их армии, как и у нордов, две ветви развития, но их пехота - копейщики, и они лучше, как уже говорилось выше, противостоят кавалерии, нежели вражеским мечникам. Ещё есть арбалетчики. Стреляют они реже, чем лучники, но больнее. Все войска снаряжены ростовыми щитами-павезами, которые можно использовать только в пешем строю. Лошадей родокским вооружённым силам придать пожалели.
Может со стороны показаться, что эта фракция слабее прочих, но на самом деле её солдаты могут делать всё понемногу. Только ими надо правильно распорядиться. Если против вас кавалерия - велите солдатам занять ближний холм и сомкнуть ряды; вражью пехоту пусть отстреливают на подходе арбалетчики. Стрелков же просто атакуйте без затей. На осаду также стоит брать побольше арбалетчиков, копья там вам мало помогут.
Свадия.
Одна из двух изначальных игровых фракций. Образ явно собирательный, прототипом служили европейские армии средних веков. В этом королевстве нашлось место сразу всем видам войск - и пехоте и арбалетчикам и кавалерии. Свадийские рыцари - лучшая конница в игре, но с ними одними победоносен не будешь. Тренируйте всех.
Вегиры.
Второе государство, появившееся на просторах Кальрадии в самых ранних версиях игры. Вероятно туда эмигрировала часть жителей Свадии. И хотя они сменили евро-антураж на славянский, вкусы по части состава войск остались почти прежними - тяжёлая кавалерия, пехота и лучники вместо арбалетчиков. Стрелки Вегиров славятся на всю Кальрадию своими характеристиками и снаряжением и прекрасно показывают себя в обороне замков. При сражениях на равнине ими тоже стоит умно пользоваться, особенно если поблизости отыщется какой нибудь холмик.



Это тебе, это мне, это снова мне...

За победы над противником и выполнение заданий персонаж получает определённый опыт, а после набора некоего количества этого опыта, счётчик возраста увеличивается на единичку. Естественно, чем дальше, тем больше нужно трудиться, чтобы расти над собой. С каждым новым уровнем персонаж получает одно очко характеристик, одно навыков и 10 очков владения оружием.
На заметку: двадцатый уровень набирается довольно быстро, а вот дальнейший прогресс идёт намного медленнее.

Характеристики:
Характеристики - базовые параметры персонажа. От них прямо или косвенно зависит всё остальное.
Сила (Strenght) Каждое очко добавляет единицу здоровья. а многие виды доспехов и оружия недоступны слабым игрокам. Вот из последнего и нужно исходить - для любого предмета в игре достаточно значения силы равного 11-12. Можно и выше - это благотворно повлияет на наносимый вами урон, - но пойдёт в ущерб другим остальным характеристикам.
Ловкость (Agility) Каждое очко, вложенное здесь, на пол-процента увеличивает скорость оружия и добавляет очков к умениям, оносящимся к владению оружием. Минимальное обязательное значение для кавалериста - хорошие лошади требуют высокого навыка! -это двенадцать. К пехоте таких жёстких требований по ловкости не предъявляется, здесь чем больше, тем лучше.
Интеллект (Intellect) Каждое вложенное в эту характеристику очко даёт ещё одно, для увеличения навыков, а зависит от него едва ли не половина ваших умений. Интеллект, пожалуй, главное оружие полководца. Вкладывайтесь в него по максимуму.
Обаяние (Charisma) Вторая по важности характеристика. Большинству персонажей необходима для единственной цели - увеличения численности отряда (каждое очко увеличивает его размер на единицу), но чем дальше, тем слабее эффект. А вот для обаятельного торговца цены станут выгоднее. Ещё в ветке Харизмы немаловажный навык Убеждение, но об этом далее.

Навыки: 
Навыки определяют разницу между персонажами. Их много, на все очков не хватит, так что сразу выбирайте специализацию. И не совсем уж узкую, поскольку развивать один-два навыка до бесконечности вам не дадут - верхняя планка зависит от связанных с ними характеристик: на каждые 3 очка в характеристике навык можно поднять лишь на одно.
Персональные (Personal) навыки действуют только на одного персонажа, будь то главный герой, его попутчики или солдаты. Они, как правило, относятся к боевым. Групповые (Party), как то передвижение или строительство, - на весь отряд сразу. Их лучше развивать у своих соратников. Навык Лидера (Leader) похож на персональный, но имеет значение только для нашего единственного игрового воплощения.
Это важно: групповой навык не действует, если обладающий им герой ранен.

Железная кожа (Ironflesh), персональный, Сила. Каждый уровень увеличивает очки здоровья на два. Это вроде немного, среднее значение для персонажа - сорок пять. Но крепкое здоровье ещё никому не мешало.
Сила удара (Power Strike), персональный, Сила. Один из важнейших навыков - каждое вложенное очко увеличивает наносимые не стрелковым оружием повреждения на восемь процентов. Но на таранный удар это усиление не распространяется, там всё-таки учитывается вес и скорость лошади.
Сила броска (Power Throw), персональный, Сила. По действию аналогичен предыдущему, но усиление распространяется на всё метательное оружие и добавляет десять процентов урона за уровень. Вдобавок, для владения лучшими образцами этого оружия потребуется заиметь 4-5-ый уровень этого навыка. В целом, ценность невысока из-за малого количества набора топоров или дротиков в сумке. Разве что поможет добить удирающего врага при преследовании или ослабить противника с двуручным оружием.
Сила натяжения (Power Draw), персональный, Сила. Очередной аналог, но необходим лишь при использовании луков. Плюсы здесь ещё весомее - за каждый уровень плюс четырнадцать процентов к урону. Если вы живёте среди кочевников этот навык вам, как говорится "маст хэв". Остальным по-желанию.
Владение оружием (Weapon Mastery), персональный, Ловкость. Начальная планка развития умений владения оружием, до которой можно подняться вкладывая соответствующие очки - шестьдесят. Каждый уровень навыка увеличивает предел на сорок. Имеет смысл изучать до второго-третьего уровня, потому что чем дальше, тем выше стоимость роста. Да и естественный рост во время использования оружия в бою никто не отменял.
Щит (Shield), персональный, Ловкость. Снижает урон от удара, принятого на щит, на восемь процентов увеличивает скорость щита и укрываемую им площадь. Ещё одно непоследнее умение - щит во время боя разлетается на куски и пусть это случится поздно нежели рано.
Атлетика (Athletics), персональный, Ловкость. Увеличивает скорость движения персонажа на своих двоих. Полезна в двух случаях - при активном заработке на турнирах, где большинство боёв проходят между пешими персонажами. И при слишком агрессивных одиночных атаках, когда вашу лошадь убили. Хотя последнее вскоре становится неактуально - коней в тяжёлой броне довольно непросто убить.
Верховая езда (Riding), персональный, Ловкость. Ещё один ключевой навык - от него зависит возможность оседлать того или иного породистого жеребца. Требуемое значение может доходить до шести. Также увеличивает скорость передвижения верхом, что немаловажно.


Стрельба верхом (Horse Archery), персональный, Ловкость. Отвечает за точность стрельбы из арбалетов и луков из седла в движении. При низком значении прицел "расходится" и точность падает, при повышенном разброс снижается.
Грабёж (Looting), групповой, Ловкость. Каждый уровень даст десять процентов сверх награбленного, причём добыча увеличивается и качественно.
Наставник (Trainer), групповой, Интеллект. А вот и навык №1 во всей игре - каждый герой передаёт опыт каждому персонажу в отряде ниже себя уровнем. Количество зависит от уровня - 4, 10, 16, 23, 30, 38, 46, 55, 65, 80. Эффект будет суммарным от каждого коуча в группе - будет их пятеро, все пятеро и поделятся опытом.
Совет: развивать навык у всех персонажей имеет смысл с одиннадцатого уровня, чтобы обучать не только зелёных рекрутов, но и войска второй-третьей ступени.

Чтение следов (Tracking), групповой, Интеллект. Первый уровень без особых подробностей просто показывает следы передвижения всяких отрядов по карте, второй уровень даёт минимальную информацию о численности и времени прохождения. Дальнейшее развитие навыка не имеет смысла.
Тактика (Tactics), групповой, Интеллект. Очень специфический навык, его эффективность зависит от настроек численности боя и размеров отрядов. Если второе превышает первое - сражаются не полные армии, а их части. В этом случае сравнивается численность, на основе этого высчитывается преимущество, а затем уже выставляются группы войск (остальные вступают в бой волнами подкреплений). Вот тактика как раз и влияет на преимущество: каждые два очка в навыке увеличивают это преимущество на единицу.
На заметку: при дроблении армии, первыми в бой вступают войска из верхней части списка, остальные прибывают в порядке дальнейшего расположения.

Поиск пути (Path-finding), групповой, Интеллект. Второй по важности навык - скорость отряда увеличивается на три процента за уровень. Мало? За один раз - да, мало, но несколько очков дадут уже ощутимый прирост. И вот вам возможность либо догнать врага, либо уйти от него.
Наблюдательность (Spotting), групповой, Интеллект. Радиус обзора группы возрастает на десять процентов за уровень. Полезно, но  не в первую очередь.
Упаковка инвентаря (Inventory Management), навык лидера, Интеллект. Ёмкость инвентаря увеличивается на шесть ячеек (от базового размера в тридцать). Приобретается по необходимости, но практика показывает, что начальных для складирования добычи, еды для войск и запасных лошадей не хватает.
Лечение ран (Wound Treatment), групповой, Интеллект. Скорость исцеления отряда увеличивается на двадцать процентов за уровень. Польза неоценима, разве что вы не вознамерились создать эскадрон "Боевые протезы".
Хирургия (Surgery), групповой, Интеллект. А вот ещё один кандидат на лидерство среди навыков - каждый уровень даёт четырёхпроцентный шанс на то, что раны бойца окажутся несмертельными и после излечения он снова встанет в строй, а не останется "в этой траве". Пожалуй это единственный из групповых навыков, который имеет смысл развивать у главного героя, поскольку тот значительно опережает соратников в уровнях.
Первая помощь (First Aid), групповой, Интеллект. Сразу после сражения герои восстанавливают по пять процентов здоровья за уровень. Такого медбрата следует беречь, держать его где нибудь в хвосте отряда, чтоб на поле боя он выбегал как можно реже. Впрочем, это относится ко всем медикам.
Инженер (Engineer), групповой, Интеллект. Наличие в отряде персонажа с этим навыком сокращает время строительства осадных лестниц и башен во время штурмов, а также снижает время и стоимость строительства зданий-улучшений в своих владениях.
Убеждение (Persuasion), персональный, Обаяние. Необходим при игре на стороне претендента на трон, чтобы переманивать к себе других вассалов короля. Либо при задании "заключение мира". Пригодится и при выполнении квеста на возврат долга (можно снизить оговариваемую сумму залога) и при вербовке солдат из числа пленных.
Управление пленниками (Prisoner Management), навык лидера, Обаяние. Каждый уровень увеличивает максимальное количество пленных на пять. С лихвой хватит трёх уровней, ясырь редко когда бывает больше пятнадцати человек, а для выполнения заданий хватит и двоих.
Лидерство (Leadership), навык лидера, Обаяние. Каждый уровень навыка увеличивает размер отряда на трёх человек, поднимает боевой дух и на пять процентов снижает стоимость содержания войск. Последнее особенно важно - элитные войска всех фракций обходятся особенно дорого.
Торговля (Trade), групповой, Обаяние. Каждый уровень снижает штраф на цены при торговле на пять процентов, то есть вилка при купле-продаже становится уже, а продавать трофеи - выгоднее. Вдобавок влияет на скорость поиска цен в городах для более выгодной торговли товарами.

Владение оружием
Влияет, как несложно догадаться, на эффективность использования того или иного вида оружия. Развивать можно, вкладывая соответствующие очки, но только до опред. предела. Вначале значение равно шестидесяти, но можно поднять развитием навыка "мастерство владения оружием". Выше предела тоже можно, но уже естественным путём, умение растёт по мере использования. В обоих случаях прогресс со временем замедляется.
Одноручное (One-Handed Weapon), всё, что можно держать в одной руке но не относится к древковому - мечи, топоры, дубинки, булавы, кинжалы, клевцы, перначи - это всё одноручное оружие. Предпочтительнее одноручного, так как использование щита в бою даёт большой плюс к выживаемости.
Двуручное (Two-Handed Weapon), те же мечи, дубины и топоры, только удерживаемые в обоих руках.
На заметку: некоторые виды мечей могут быть одновременно одноручно-двуручными. Это зависит от наличия щита в левой руке. Умение владения оружием при этом также меняется.

Древковое (Polearm). Сюда относим все копья, посохи и всевозможные разновидности алебард. Могут быть и одноручными и двуручными. Есть исключения для копий - некоторые их лёгкие разновидности считаются оружием для одной руки. У кавалериста, использующего таранный удар умение растёт стремительно.
Стрельба из лука (Archery). Влияет на использование только одного вида оружия - лука. Развивать его или нет - вопрос стиля игры.
Арбалеты (Crossbows). То же, только для арбалетов. Развивайте по-желанию.
Метательное (Throwing). Под эту категорию попадают все виды метательного оружия - кинжалы, ножи, топоры, дротики. Поскольку в бою это сомнительно эффективно, развивать не имеет особого смысла.

Шлем не на той голове, меч не в тех руках.
Вот, чтобы такого не случилось, правильно одевайтесь сами и одевайте соратников. Делается это так же, как и в большинстве игр - с помощью "куклы". Ячейки под броню фиксированы, каждая защищает свою часть тела. Шлем - голову, доспех - туловище, перчатки - руки, обувь - ноги. При этом доспех может добавить защиты ногам,а перчатки почему то добавляют защиты торсу. 
А вот под оружие выделено четыре ячейки, которыми мы можем располагать как угодно. Сюда помещается вообще всё - мечи, арбалет и болты, щиты, дротики и т.д. Это уже простор для тактики и вырисовывание стиля ведения боя - можно взять лук и три колчана стрел, ,  либо двуручный меч, метательные кинжалы и два щита. Здесь же найдём и особую ячейку под лошадь. Неважно, в инвентаре у нас может прятаться целый конезавод, всё равно передвигаться в бою вы будете на выбранном вами коне.
Все предметы снаряжения в игре обладают весом и требованиями к характеристикам персонажа."Цена" формируется игрой на основе всех параметров: отличная и лёгкая вещь с низкими требованиями будет стоить очень дорого. Почти всё можно добыть в бою, действительно ценные вещи попадаются редко, но качество выше среднего обеспечено. За остальным придётся наведываться к торговцам.


Оружие, как мы уже убедились, разделено на шесть больших групп, но даже в пределах одной из них можно встретить совершенно непохожие предметы. Возьмём, к примеру меч... - и увидим, что вариантов здесь целая дюжина! Хотите чтобы им можно было не только рубить, но ещё и колоть? Или вот копья. Некоторые из них позволяют вдобавок огреть противник древком, как дубинкой.
Добавим к этому три типа урона: - режущий (cutting), колющий (piercing) и дробяще-оглушающий (blunt). 
Первые два вызывают смертельные раны, а оглушённого противника можно взять в плен. Уже упомянутые ранее возможности разных ударов могут различаться по виду урона.
Любое оружие ББ обладает сходными характеристиками. Это его тип - одноручное, двуручное или древковое, виды и величины урона, скорость атаки и длина. С первым мы разобрались, рассмотрим поподробнее остальное. Скорость параметр важный, но не основной; чем она выше, тем быстрее вы сыплете ударами и тем меньше вероятность, что вас "перебьют". А вот от длины зависит, с какой дистанции можно достать врага и есть ли возможность самому остаться вне пределов его досягаемости. Особенно она критична для кавалериста с копьём - в сшибке побеждает тот, кто ударит первым, а если у вас короткое оружие, то скорее всего вы налетите на пику противника. Таранный удар пробьёт даже самую лучшую броню.
Луки и арбалеты тоже схожи по параметрам, но первые требуют навыка "сила натяжения", а вторые - характеристику "Сила". У них также есть наносимый урон, скорость атаки, хотя в данном случае её правильнее назвать скорострельностью, и точность - чем она выше, тем меньше разброс стрел. Лукам и арбалетам необходимы стрелы и болты. У них есть два параметра - количество в колчане и модификатор урона. В обычной пачке тридцать стрел, а болтов двадцать пять, количество их может несколько отличаться. что, естественно, сказывается на цене.
Это важно: верхом стрельба из луков и арбалетов вправо невозможна, так как персонаж держит оружие в левой руке. Этим можно пользоваться в боях против кочевников, заходя  их конным стрелкам за правую руку.

Метательное оружие устроено проще всего - количество предметов (как правило их всего семь), вид и величина урона, а также скорость атаки.
Щиты в игре зачем-то отнесли к оружию, но несмотря на это, ошарашить кого-нибудь щитом по голове у вас не получится. От собратьев по классу они отличаются тем, что ломаются и разлетаются от ударов в бою. За то, сколько щит продержится под градом ударов, отвечает параметр прочности. Не меньшее, а скорей даже большее значение имеет параметр сопротивление, снижающий повреждения. Если оно равно полутора десяткам, щита почти всегда хватает даже на самый тяжёлый бой. Последняя величина - площадь покрытия, которая обеспечивает пассивную защиту от стрел и прибавляет вероятность отбить удар.
На заметку: уничтоженный в бою щит не исчезает навсегда и восстанавливается после сражения. А будучи заброшенным за спину, пассивно принимает на себя удары и попадания стрел и метательного оружия.

С доспехами вообще всё просто. Есть два параметра - броня и требование по силе. Постепенно заменяем на лучшие образцы, одевая себя и спутников у самых искусных бронников.

Лошади - они как люди.
Хороший конь не роскошь, а насущная необходимость. От пешего героя намного меньше толку, нежели от всадника. Лошадь смертна, у неё есть своё здоровье, пусть и намного большее чем у героя. Защищает её и броня, а у рыцарских коней она надёжнее чем у некоторых доспехов.
Ценность скорости жеребца познается в погонях за конными лучниками, да и копьём в спину от какого-нибудь догоняющего вас горного бандита получить не очень-то приятно. Маневренность влияет на радиус поворота лошади, косвенно - на число атак по врагам, особенно по пехоте. Следующая характеристика едва ли не важнейшая, - наскок. Боевой конь, врезающийся в гущу врагов, наносит им урон и опрокидывает их на землю. Чем выше параметр, тем меньше вероятность, что скакун завязнет в толпе. Лучшие лошади в игре вообще проходят через вражий строй, как нож сквозь масло.

Есть ещё порох в пороховницах?
Кое-какое снаряжение придётся держать в инвентаре. Во-первых еда. Чем многочисленнее отряд, тем больше он, извините, жрёт. Разнообразный рацион питания - залог высокого боевого духа, а стало быть, одно из слагаемых победы. А если кушать почти нечего, то готовьтесь слушать нытьё и наблюдать вокруг себя кислые физиономии. Во-вторых. запаситесь лошадьми в отряде, чтобы компенсировать штрафы из-за веса груза. Качество коняг тут не имеет значения, можно брать и самых завалящих. Лучники и арбалетчики тут могут добавить со своей стороны к этому списку запасные стрелы и болты.


Весёлая компания за печкою сидит.
Помимо безликих и безымянных солдат, в городских тавернах посиживают и другие персонажи, которых можно привлечь на свою сторону. Это позволит развивать групповые навыки, действующие на весь отряд. Кроме того, герои, как и все прочие "именитые" персонажи, бессмертны, в бою их можно только ранить, но не убить, что сэкономит нам немало времени. Но недостатки тоже есть и их немало. В отличие от солдат, зарабатывающих опыт намного быстрее, герои взрослеют с естественной скоростью. И поскольку в возраст они входят, постепенно кроша врагов, темп их взросления быстрым не назовёшь.
В странствиях нам могут повстречаться шестнадцать разных героев. У всех них свои предпочтения и вкусы, кроме того, каждый положительно соотносится с одним из персонажей и отрицательно относится к двоим (эти отношения всегда взаимные). Собрать всех в своём отряде можно конечно, но ничего хорошего из этого не выйдет - между враждебно настроенными героями начнутся свары и склоки, и кто-то непременно захочет покинуть группу. Впрочем, два врага неплохо будут уживаться в одной компании, стоит разок попросить каждого из них заткнуться. Вот здесь должен сказаться авторитет и личное обаяние командира.
Одни персонажи со своими навыками могут приносить отряду пользу с самого начала, другие же вообще ничего не умеют. Надо сказать, что у профессионалов зачастую, навык превышает возможный стартовый по характеристике.
Совет: чем ниже стартовый уровень, тем проще воспитать подходящего героя, начальные характеристики различаются незначительно.

Как видно из таблицы, явные лидеры - инженер Артименнер и лекарь Джеремус, а их конфликт можно быстро замять. Стоит взять и Лезалита, чтобы со временем использовать на полную навык "Наставник". Возможно стоит подбить кого-то специализироваться на торговле и развивать обаяние - Марнид тут как раз подходит.
Если вы задались целью сделать своих спутников-героев важной, слаженной и боеспособной частью своей армии, выбирайте бесконфликтные сочетания.

Удачи на пути к вершинам славы и богатства!"

   



- используйте эту кнопку если вы обнаружили ошибку/искажение содержимого/отсутствие контента в новости или если хотите сообщить администрации о выходе новой версии мода и т.п.

Комментариев 25

Стрелец
ASCARON
Офлайн 14 октября 2019 22:53 поделиться
Цитата: syabr
Цитата: lrralex
причём оригинал кажется мне более душевным и уютным, чем варбанд.

Согласен, я к варбанду так и не смог привыкнуть


Что за Оригинал не оригинал, пацаны? Варбанд и История Героя чтоли? Так эти игры обе оригинал)
А то вы так говорите будто это кроссовки - оригинальные и дорогие или паленые, склепанные за пару часов в китайском подвале.

P.S.: в ИГ никогда не играл, потому что у меня всегда было смутное подозрение, что ИГ это недоделанный Варбанд или Варбанд ранней стадии.


Не откладывай на завтра то, что можешь отложить на послезавтра.
Сотник
Foton
Офлайн 19 ноября 2019 10:56 поделиться
Люблю Варбанд. Хотя начинал с "ИГ". Хотя в чистый ВБ уже давным-давно не гоняю. Только в моды, некоторые из которых просто шедевр, имхо. ... Тему UP!


Read Only
Pontifex Romanus
Офлайн 27 июля 2020 20:12 поделиться
Побольше бы таких статей...


Гридень
Горный_Борщ228
Офлайн 29 июля 2021 15:16 поделиться
Статья конечно древняя, но и я хочу поделится тем, как познакомился с MB
Всё началось в 2012 году (мне было 4 года), когда я увидел, как папа мой играл в Историю Героя, которую купил недавно. Мне понравилось, меня это заинтересовало и я начал тоже смотреть как он играет. Из лута, я точно помню у него была кольчуга с сюрко и Топфхельм (Полный шлем). Постепенно папа увидел мой интерес к игре, и начал показывать там карту, саму игру и то, как он захватывает замок за замком. Мне очень понравилось, позже мама, пока папа был на работе учила пользоваться компом, включать мультики и запускать программы. Вскоре я добрался и до игры. Из за скандала, мама удалила игру с компа и выкинула диск, когда вела меня в садик. Потом папа скачал Варбанд. в 6 лет я уже мог играть в его списке, но не сохранятся, а вскоре я и сам создал своё сохранение. потом, папа скачал ОиМ: Великие Битвы и туда я тоже успел подсесть, обидевшись на него как то раз я удалил его сохранение, хех. 
Потом папа нашёл на просторах инета парочку модов, среди них были такие моды как: Imperia, Persistent World (не работала) и Rus 13th. Папа в Русь начал гонять, а я в империю. В итоге к 3 классу я снова вернулся к варбанду. Захотелось разнообразия, и к 5 классу я узнал о сайте ModDb, с которого научился скачивать моды, самым первым модом, который я оттуда скачал, был мод 1257 AD. А потом я узнал что такое руссификаторы, так я в марте 2020 года узнал о сайте Commando. Очень много модов, русиков и патчей
к модам я находил здесь, а спустя целый год, я решился зарегаться здесь, и вот теперь я тут с вами!



Борщ
Царь
syabr
Титул: Главный динозавр и ГГ сайта
Офлайн 29 июля 2021 15:41 поделиться
Какая трогательная история smile30 


Танки грязи не боятся, сама отвалится
Я на Всадниках Кальрадии: https://rusmnb.ru/index.php?action=profile;u=18932
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Онлайн

Сейчас на сайте: 196
Гостей: 194

Пользователи: 
- отсутствуют

Последние комментарии

Парламент commando
Samiraldos, Сегодня, 08:55
Цитата: ArtkolobokSamiraldos, Хорошо, но чтобы получить быстрый ответ, заходи на наш дискорд...
Парламент commando
Artkolobok, Вчера, 13:56
Samiraldos, Хорошо, но чтобы получить быстрый ответ, заходи на наш дискорд сервер:...
Парламент commando
Samiraldos, Вчера, 07:44
Цитата: ArtkolobokSamiraldos, Идея с партиями давно утратила свою актуальность, да и никто особо не...
MOD Voice Acting - AI Voice Acting for Every Character
Gut, 19 ноября 2024 18:13
с возвращением, грац!!...
Парламент commando
Gut, 19 ноября 2024 18:03
Samiraldos, Если есть желание, то всегда можно найти компромисс. Сами по себе партии утратили...
Парламент commando
Artkolobok, 19 ноября 2024 09:57
Samiraldos, Идея с партиями давно утратила свою актуальность, да и никто особо не хочет этим...
Парламент commando
Samiraldos, 19 ноября 2024 03:23
Я бы добавил должность партии в виде фрилансеров. Ну допустим я играю сейчас в МиБ потом буду...
Кольца
Samiraldos, 19 ноября 2024 03:06
https://commando.com.ua/uploads/posts/2018-05/1525510484_zol-bol-rad.png...