Cабли XVII в. в Bannerlord

 
Cабли XVII в. в Bannerlord.

Варіант статті українською​​​

Подходя к написанию этого текста, у меня возник вопрос, а собственно о чем и как лучше писать. Для того чтобы статья была полезной для разработчиков игр и 3D художников, она, с одной стороны, должна содержать базовые знания о конструкции, декоре, историю развития и географию использования сабель определённого типа. А с другой стороны, она должна быть необременительной на детали, и решительно отрезать «избыточный» материал. Поэтому этот текст можно рассматривать не как историю сабель Восточной Европы XVII в., а скорее её оптимизацию под нужды игрового сообщества. Но даже и в таком виде, он получился несколько перегруженным. Извините но, по-моему ужимать дальше не имеет смысла. А выделение более чёткого ТЗ для моделей – это уже следующий шаг, который должен быть сделан внутри комьюнити мододелов.
Также стоит заметить, что разделение элементов сабли на отдельные типы является исключительно авторским видением и в большинстве случаев не основывается на известных научных исследованиях. Это достаточно вольная и часто неполная классификация, которую не стоит переносить в другие сферы.
И в конце должен сказать, что, по моему мнению, вряд ли материал изложен в этой заметке будет когда реализован в полной мере и качестве, поскольку это требует выполнения значительного объёма работы по созданию моделей и текстур, что не всегда оправдано, особенно в случаях когда игра требует упрощённых моделей. Поэтому я только надеюсь, что статья будет полезеной всем кто интересуется этим периодом, желает расширить свои познания в теме и тем кто планирует создавать исторически правильные модели сабель для различных нужд.

***
Терминология
Для начала, для того чтобы мы поняли друг друга, давайте договоримся о терминах которые мы будем использовать в дальнейшем. На рисунке (Рис. 1) представлены элементы сабель, которые мы далее будем обсуждать, но есть несколько элементов отсутствующих на рисунке: во-первых, это металлическое устье ножен (13), которое часто на «сабле-чечуге», рисунок которой я тут использовал, отсутствовало; во-вторых, это долы - продольные борозды на клинке, предназначенные для уменьшения веса и повышения прочности клинка.
Также надо заметить, что многим удобнее использовать некоторые термины которые являются не являются устоявшимися, но вполне понятные для игроков и художников. Например, «навершие рукояти» в литературе называют «головкой». Также мы часто используем термин «лезвие» в более широком смысле «клинка» в целом, а не только её заострённой части.
При создании моделей, по моему мнению, практичнее использовать следующие формы сечения клинка: треугольное (18), пятигранное (19) и Т-образное сечение (20). Конечно, форм сечений было больше, но, по-моему при построении моделей клинков практичнее уменьшить их количество до к этим трёх. Эти сечения можно назвать базовыми, так как добавление долов создаёт новые их вариации. Елмань (обратная заточка) может быть как органичным продолжением обуха и образовываться за счёт заточки его части у острия (21), так и отдельно выделенным конструктивным элементом (22). Также можно выделить промежуточный вариант в котором елмань вытягивается за счёт кузнечной обработки обуха, в результате чего она несколько возвышается над обухом.

Рис. 1. 1 - клинок;  2 - елмань; 3 - острие; 4 - обух; 5 - лезвие; 6 - рукоять; 7 - перекрестье (гарда); 8 - обкладки рукояти; 9 - головка; 10 - ножны; 11 - обоймицы; 12 - наконечник ножен; 13 - устье ножен (на этом примере они отсутствуют); 14 - вертикальные отростки перекрестья; 15 - основа перекрестья; 16 - дужка; 17 - палюх; 18 - треугольное сечение клинка; 19 - пятигранное сечение клинка; 20 - Т-образное сечение клинка; 21 - елмань которая не выступает за пределы обуха; 22 - конструктивно выделенная елмань.

***
Крафтовая система

Тема которую стоит поднять в начале - это игровая крафтовая система, которая стала одной из важных составляющих Bannerlord. Она позволяет создавать, комбинируя клинки и элементы оправы, игровое оружие по вкусу игрока. В контексте нашей темы, крафт стоит упомянуть по двум причинам: производственную цепочку и взаимосвязь составных частей оружия.
В случае исторического мода, производственная цепочка нуждается в кардинальном пересмотре и должна выглядеть следующим образом (рис. 2) (уголь и продвинутые производственные цепочки для высоких уровней кузнечества не указаны).

Рис.  2. Производственные цепочки для кузни.

Базовое сырье - «Железная руда», которая представляет собой обогащённые оксидом железа гранулы, после плавки в горне превращают в крицу - полуфабрикат загрязненный шлаками и примесями. В результате проковки с флюсом из крицы выдавливают примеси, получая брусок железа. Дальнейшая проковка и насыщение железа углеродом даёт нам сталь. Повышение кузнечного уровня может «сжимать» некоторые промежуточные звенья. В частности, качественная плавка может дать наряду с крицей определённое количество чистого железа, а проковка крицы одновременно с насыщением её углеродом даст на выходе уже сталь. Дамасская сталь и Булат является продвинутыми материалами для изготовления высококачественного оружия. Булат - сложный сплав железа и углерода, с содержанием углерода более чем у стали. Свои выдающиеся свойства он получил за счёт сложной кристаллической структуры металла образующуюся при кристаллизации жидкого расплава. Слиток булата имеет следующий вид после плавки и даёт такой рисунок на поверхности готового изделия (рис. 3)  [16, а - 65, б - 5].

Рис.  3. Слиток булата (а) и текстура поверхности булатного лезвия (б).

Дамасская сталь, которая по сути является композитом из нескольких сталей с различным содержанием углерода, имеет характерный узор, рисунок которого зависит от нюансов обработки - последовательности сварки и гибки стального пакета (рис. 4) [16]. По большому счёту, каждая светлая и тёмная зона является наглядным отражением расположения слоёв с различным содержанием углерода. А привычный нам выразительный узор дамасская сталь получает при протравливании поверхности, когда одна из сталей травится чуть быстрее другой, что образует заметный визуальный контраст между ними. Здесь хотелось бы отметить, что в условиях игры, реализовывать реальные текстуры булата и дамаска не имеет никакого смысла - простой текстуры полированного металла с соответствующим описанием будет достаточно. Все равно все эти текстуры довольно мелкие и хорошо видны только при близком осмотре поверхности.

Рис.  4. Текстура поверхности клинка из дамасской стали.

В игре, при подготовке иконок материалов, правильнее предоставить Булату форму округлого выпуклого слитка, а Дамасскую сталль изображать в виде бруска, как и Железо и Сталь. Обогащённая Железная руда по сути представляет собой мелкие гранулы, которые практичнее изобразить корзиной с сыпучим содержимым.
Для изготовления оружия практичнее используется только «Сталь», «Дамасскую сталь» и «Булат». Соответственно оружие до 4 класса включительно будет стальным, а сабли 5 и 6 классов изготовлены из дамасской и булатной стали соответственно. Для изготовления элементов оправы используется сталь или посторонние материалы (серебро, бронза, кожа и дерево), которые вынесены за пределы производственных цепочек и «покупаются» за игровую валюту в момент создания оружия.
По большому счёту чистое «Железо» также использовалось, но или для создания простых и грубых предметов (рала например), или в сочетании с качественными стальными накладками. И здесь уже мы подходим к теме лезвий с наварными рабочими поверхностями, которые вполне можно реализовать, например, в топорах. Но для длинноклинкового оружия XVII в. стоит использовать только эти три вышеупомянутые материалы.
Вопрос взаимосвязей между частями оружия является второй причиной по которой крафтовую систему необходимо менять, по крайней мере для модов на XVII в. Во-первых, большой проблемой является то, что дизайн оправы ножен зависит исключительно от выбранного игроком лезвия. Это важный фактор для сабель, поскольку оправа ножен вместе с перекрестьем и рукоятью создают цельный стилистически единый комплекс. Сабля с бронзовым перекрестьем имеет бронзовую оправу на рукоятке и ножнах, а стальному перекрестью положена стальная оправа, стилистика украшений на ножнах и рукояти тоже должна быть похожа. Как по мне, эта проблема может быть решена через введение в перечень сабельных лезвий ряда дублей с различными вариантами ножен, а также определённое упрощение дизайна оправ, чтобы угодить максимальному количеству вариантов сочетаний.
Во-вторых, существующая система крафта предусматривает свободный выбор наверший рукояти, но специфика сабельных рукояткой заключается в том, что сочетание рукояти вместе с навершием является неразрывным. По сути большинство рукоятей имеют свою специфическую геометрию и подстроены под определённые навершия, а ряд сабель вообще их не имеют. Поэтому необходимо объединить рукоятки и навершие вместе и подавать их как целостный блок. Таким образом, при крафте сабли игрок будет манипулировать только тремя переменными: лезвием, перекрестьем и рукоятью. Или создать взаимосвязи между определёнными типами рукоятей и определёнными навершиями которые могут сочетаться между собой, а другие в это время будут недоступны для выбора.
Сейчас в игре существует механизм который изменяет характеристики при переборе отдельных элементов при крафте. Но какова его логика работы - пока мне это неизвестно. Здесь возможна привязка клинков (с ножнами определённого дизайна) к рукояти определённого типа (материал и дизайн). То есть стимулировать игроков высокими характеристиками оружия при крафте выбирать «правильные» комбинации.
Мне трудно оценить из этих вариантов имеет больше шансов на реализацию, поскольку я не знаю программные механизмы, которые использованы в игре, поэтому привожу их все.

***
Технологии и примеры украшения клинков

Относительно технологий украшения клинков (и зачастую и других стальных элементов оправы) сабель, то мы рассмотрим три основных метода - врезное тауширование (инкрустация), поверхностное тауширование (насечка) [15] и гравировку. Первая техника, это непосредственно инкрустация, то есть вбивание драгоценного металла в узор глубиной 1-1.5 мм, вырезанный штихелем на стальном элементе. Металл вбивается вровень с фоном, после чего вся поверхность предмета полируется, но иногда металл оставляют выше фона, что создаёт рельефный рисунок (Рис. 6). В исторических документах, например в инвентаре Оружейной палаты Кремля, эта техника ассоциируется со словом «врезано» - «врезано золото тыквою с ...» [12].
Другой тип - набивное или поверхностное тауширование. На стальную поверхность наносят густую насечку (поверхность становится похожа на поверхность напильника) на которую набивают поволоку из драгоценного металла (Рис. 5) [а - 57, б - 66]. Такая технология значительно проще, чем врезное тауширование, но узор нанесённый таким образом легче стирается и повреждается, что можно увидеть даже на приведённых примерах. В исторических документах эта техника ассоциируется с терминами «навод», «наведено», «насеканы» – «насеканы травы», «сабля, нагинское дело с наводом».
В игре вряд ли кто будет использовать разницу между этими двумя техниками, но эта информация, как по мне, важна для понимания того, как должен выглядеть истинный образ сабли. Хотя вполне возможно использовать приведённые примеры для создания интересных и запиминаемых названий для сабель.

Рис.  5. Примеры поверхностной таушировки (насечки).

Сабли украшены гравированным орнаментом или надписями (без использования драгоценной поволоки или в комбинации с нею) в большинстве случаев связывают с кузнечными традициями государства мамелюков (Египет) (Рис. 11). В исторических документах эта техника ассоциируется со словом «резьба» - «по обе стороні резаны слова тотарские». В этой технике выполняться различные элементы: узоры, надписи, клейма или подписи мастеров.
Последние могут играть важную роль в декоре клинка. Это и украшение, и знак качества определённой мастерской или мастера. На (Рис. 6) [5, 6] представлены примеры восточных клейм (преимущественно персидских), которые мне удалось найти в приличном качестве и которые можно использовать для создания текстур, а (Рис. 7) [10, 76] представляет европейские клейма - в первую очередь европейские «Гурды» и «Волчки». Гурда изначально ассоциировались с оружием которое происходит из Италии - Генуи, на что указывает надпись «Genova», но впоследствии похожи клейма начали ставиться на изделиях немецких и австрийских оружейников. Это оружие часто шла на экспорт на Восток, о чем свидетельствует надпись на некоторых клеймах «Frindia» (или его вариации) - искажённое турецкое «ferengi» (франкский), что должно было доказать восточным покупателям европейское происхождение клинка. Также при поиске интересных изображений клейм можно обратиться к следующей литературы [20].

Рис.  6. Примеры восточных клейм на клинках. Персидские клейма (врезное тауширование) в верхнем ряду, и гравированные картуши мамлюкского клинка 16 в. внизу.

Рис.  7. Примеры европейских клейм. Гурды (сверху) и Волчки (снизу).

В некоторых случаях, клейма (особенно Гурды) активно подделывались, что открывает интересные игровые возможности как по игровому обороту «контрафакта», так и по созданию самим игроком таких подделок. Подделки клинков как игровая механика - мне интересна возможность, как по мне, создания ряда квестов для «игроков-бандитов». Но здесь не стоит подходить к проблеме подделок только со стороны «подделка = мусор», нередко это была и качественное оружие, которое просто было изготовлено на месте, а не в европейских мануфактурах (рис. 8) [16]. Местным кузнецам тоже хотелось показать, что у них есть качественный продукт, а символ Гурды был общеизвестен как знак качества клинков.

Рис. 8. Примеры «подделок» европейских гурд.

Поверхность дорогих клинков могла покрываться большим количеством элементов и узоров выполненных золотой поволокой в технике таушировки. На (Рис. 9) [4] приведены некоторые примеры в приличном разрешении которые возможно будут полезными для создания текстур. В большинстве это турецкие сабли XVII в. Но сабельный клинок мог украшаться не только «традиционными» арабскими узорами и текстами, но и изображениями с христианской символикой (Рис. 10) [7, 9, 21]. Изготовлялись такие клинки, сначала в Османской империи, а затем и в других регионах (во Львове и Каменце-Подольском), греческими и армянскими мастерами для заказчиков православного вероисповедания.
На (Рис. 11) [5, 69] приведены примеры мамлюкских клинков украшенных гравировкой.

Рис.  9. Примеры декора турецких клинков в технике таушировки.

Рис.  10. Примеры клинков с христианской символикой, созданные греческими и армянскими мастерами.

Рис.  11. Примеры декора мамлюкских клинков.

В конце раздела хотелось бы вновь напомнить, что в реалиях создания игровых предметов, реализовывать реальные текстуры булата и дамаска не имеет никакого смысла. О материале клинке стоит вспоминать только в названии ( «Клых с булатным клинком») и использовать текстуру полированного металла. Так же и таушировку стоит упоминать в названиях клинков без уточнения деталей техники ( «булатный шамшир с золотой насечкой», «Турецкая пала наведена золотыми травами»). Золотые узоры и украшения на поверхности клинка (Рис. 10, 11) могут присутствовать на ценных клинках 5 и 6 классов, и небольшие клейма по сути остаются единственной категорией украшений на простых но качественных «рабочих» клинках. Но это не значит, что боевые клинки должны быть простыми в отделке. Здесь скорее дело в полном комплекте - сабля / оправа. Учитывая игровую механику, что позволяет игроку иметь гражданский и боевой комплект одежды и вооружения, можно использовать ценные клинки с таушировкой и ценной серебряной оправой для гражданского комплекта, а простые в отделке со стальной оправой для боевого. Ценная серебряная оправа требует серебряной гарды, которая может быть легко повреждена в бою, и поэтому использование таких сабель на поле боя трудно представить. Но как символ статуса его обладателя на встречах и визитах в города и крепости - это становится дополнительной возможностью к созданию новых игровых механик. Но также вполне нормально одеть драгоценный меч в рабочую боевую оправу и использовать его непосредственно в бою. Известны находки сабель с таушировкой золотом, которые получили боевые повреждения и были утеряны на поле боя [18].

***
Геометрия и параметры клинков

Подходя к вопросу геометрии клинков, практичнее всего, будет подойти к проблеме не со стороны рассмотрения типичных клинков для различных типов сабель, а сгруппировать и рассмотреть клинки различной геометрии в отрыве от оправы. И только в конце перейти к вопросу «типичных клинков» для определённых типов сабель. Такой подход будет более правильный учитывая то, что сабельные клинки были предметом активной торговли. И уже новые владельцы предоставляли им оправу согласно собственным вкусам и традициям соответствующего региона. Так европейские «Гурд» и «Волчки» путешествовали на восток где их одевали в восточную оправу, а ценные булатные персидские и турецкие клинки активно применялись восточноевропейскими воинами в оригинальной или в местной оправе.
Кроме того была распространена практика изготовления клинков по импортному образцу, а потому одна и та же форма клинка (с возможными специфическими изменениями геометрии, добавлением долов, украшений и клейм) могла изготавливаться мастерами разных стран. В исторических документах конца XVII в. можно встретить разведения понятий клинков изготовленных в определённых регионах ( «литовское дело», «московское дело», «турское дело») и клинков изготовленных «по образцу» - «выков» ( «московское дело на литовский выков», «на угорской выков московское дело» - здесь имеются в виду сабли изготовлены в Московском государстве по образцам с Литвы и Венгрии). Поэтому иногда определить происхождение клинка без клейм и специфических элементов достаточно трудно, и практичнее, в первом приближении, просто сконцентрироваться на форме.
При распределении клинков по типам, за основу была взята классификация которая была представлена в диссертации В. Курмановского [12]. Базовые характеристики клинков взятые также из этой работы.

Тип 1 (Тип 1, вариант 2 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 12) [а - 13, б - 32, в - 33].
К этому типу относятся относительно узкие клинки с умеренной кривизной и отсутствием конструктивно выделенной елмани. Длина лезвия может колебаться в пределах от 750 до 880 мм, и учитывая игровую механику крафта с возможностью уменьшать или увеличивать размер клинка, думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 820 мм. Клинок равномерно изогнут (кривизна около 50 мм) и имеет ширину около перекрестья около 30 мм. Острие находиться на линии обуха, но может быть и несколько смещено к центру лезвия (рис. 12, б). Елмань конструктивно не выделена и не выступает за пределы обуха. Сечение треугольное, толщина обуха у перекрестья может составлять 6-8 мм и равномерно сужается к острию. Долы отсутствуют. Такие клинки часто ассоциировались с «Черкасским» образцом «выкова», но, судя по распространённости и клеймам, они изготавливаться мастерами всей Восточной Европы и Персии.

Рис.  12. Профили клинков Типа 1.

Тип. 2 (Тип 1, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 13) [а - 5, б - 43, в - 44].
К этому типу относятся относительно узкие клинки с заметной кривизной и отсутствием конструктивно выделенной елмани. Длина лезвия может колебаться в пределах от 760 до 950 мм, и думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 850 мм. Кривизна клинка несколько смещена к острию и составляет от 70 до 100 мм. Эти клинки могут и не иметь елмани, а в случаях, когда обратная заточка присутствует, она конструктивно не выделена и не выступает за пределы обухе. Клинок треугольного сечения с толщиной обуха у перекрестья от 6 до 8 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 35 мм. В последней трети клинок начинает заметно сужаться к острию, которое всегда находиться на линии обуха. Доли отсутствуют. Клинкам этого типа приписывают среднеазиатское и персидское происхождение, а в источниках их часто ассоциировали с «кизылбашскими».

Рис.  13. Профили клинков Типа 2.

Тип 3 (тип 2, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 14) [а - 34, б - 45, в - 5, г - 70].
К этому типу относятся относительно широкие клинки с заметной кривизной, конструктивно выделенной елманью и умеренным остриём в «верхней точке» елмани. Елмань по ширине сопоставима с шириной клинка у перекрестья, и образована плавным расширением клинка (Рис. 1, 22). Длина лезвия может колебаться в пределах от 790 до 950 мм, и думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 860 мм. Кривизна клинка несколько смещена к острию и составляет от 80 до 100 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 4 до 7 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 35 до 40 мм. Долы отсутствуют. Клинкам этого типа приписывают турецкое происхождение.

Рис.  14. Профили клинков Типа 3.

Тип. 4 (Тип 2, вариант 2-1 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (рис. 15) [а - 35, б - 37, в - 38, г - 86].
К этому типу относятся относительно широкие клинки с заметной кривизной, конструктивно выделенной елманью и умеренным остриём в «верхней точке» елмани. Широкая елмань образована резкой ступенькой. Длина лезвия может колебаться в пределах от 770 до 900 мм, и думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 840 мм. Кривизна клинка несколько смещена к острию и составляет от 55 до 80 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 6 до 8 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 45 мм. В некоторых образцах доли отсутствуют, но это скорее исключение, чем правило для этого типа. Количество и внешний вид долов - см. (Рис. 15, б, в, г). Клинкам этого типа приписывают европейское происхождение, о чем свидетельствуют клейма, но их активно изготавливали в Венгрии, Речи Посполитой и Московском царстве.

Рис.  15. Профили клинков Типа 4.

Тип 5 (Тип 2, вариант 2-2 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 16) [а - 14, 16, б - 16].
В целом этот тип является вариацией Типа 1-4, но отличается от предыдущего большими размерами, достаточно длинной елманью и менее выраженным остриём в «верхней точке» елмани. Учитывая значительный вес клинков (до 950 г) и отсутствием колющего острия, можно предположить, что они предназначались для активной рубки. Длина лезвия может колебаться в пределах от 810 до 910 мм, и думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 860 мм. Кривизна клинка равномерная и составляет от 76 до 110 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 4 до 8 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 40 мм. В некоторых образцах долы отсутствуют, но при создании моделей практичнее использовать приведены образцы с мелкими длинными долам для приданию клинку индивидуального образа. Считается, что клинки этого типа являются характерным «московским» типом сабель, возникший на базе западных образцов.

Рис.  16. Профили клинков Типа 5.

Тип 6 (Тип 4, вариант 2 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 17) [а - 46, б - 47].
К этому типу относятся относительно широкие клинки с заметной кривизной и конструктивно выделенной елманью с заостренным остриём которое смещено к центру клинка и напоминает длинный клюв. Елмань по ширине сопоставима с шириной клинка у перекрестья, или чуть шире, и образована плавным расширением клинка (рис. 1, 22). Длина лезвия может колебаться в пределах от 790 до 920 мм. Кривизна клинка равномерная и составляет от 90 до 140 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 4 до 9 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 50 мм. Количество и внешний вид долов - см. примеры на (Рис. 17). Клинкам этого типа приписывают персидское происхождение, но их активно изготавливали в Московском Царстве. В источниках их часто ассоциировали с «тевризским» «выковом».

Рис.  17. Профили клинков Типа 6.

Тип 7 (Тип 5, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 18) [а - 48, б - 87, в - 39].
К этому типу относятся относительно широкие клинки с умеренной кривизной, отсутствием конструктивно выделенной елмани и умеренным остриём на линии обуха. Длина лезвия может колебаться в пределах от 810 до 870 мм, и думаю практичнее ориентироваться на длину клинка в 840 мм. Кривизна клинка равномерная и составляет от 40 до 70 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 4 до 8 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 32 до 40 мм. Все клинки имеют долы, количество и внешний вид которых - см. примеры на (Рис. 18). Клинкам этого типа приписывают европейское происхождение, о чем свидетельствуют клейма и надписи, но их активно изготавливали в Венгрии, Речи Посполитой и Московском царстве.

Рис.  18. Профили клинков Типа 7.

Тип. 8 (Тип 5, вариант 2 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 19) [а - 16, б - 88, в - 59].
К этому типу относятся относительно узкие клинки с умеренной кривизной, отсутствием конструктивно выделенной елмани (в ряде случаев елмань немного выступает над обухом но при создании моделей практичнее размещать её на одном уровне с обухом) и остриём смещённым к центру клинка. Длина лезвия может колебаться в пределах от 800 до 900 мм. Кривизна клинка равномерная и составляет от 50 до 100 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 6 до 8 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 36 мм. Многие клинков этого типа имеют долы, количество и внешний вид которых - см. примеры на (Рис. 19, а, б). Клинки этого типа могут быть как восточного (персидского), так и западного происхождения.

Рис.  19. Профили клинков Типа 8.

Тип 9 (Тип 3, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) - Профили клинков приведены на (Рис. 20) [а - 40, б - 91].
К этому типу относятся относительно узкие клинки с умеренной кривизной, отсутствием конструктивно выделенной елмани и вытянутым штыковым остриём. Характерной особенностью этого типа, который является в определённой степени развитием типа 1, является наличие штыковидного острия образованного равномерным сужением клинка в последней его трети. Длина лезвия может колебаться в пределах от 950 до 1060 мм. Кривизна клинка равномерная и составляет от 80 до 100 мм. Клинок треугольного или пятигранного сечения с толщину обуха у перекрестья от 5 до 9 мм, а ширина клинка у перекрестья колеблется от 30 до 35 мм. Долы отсутствуют. Такие клинки часто ассоциировались с «черкасским» образцом «выкова» с оформлением клинка «штыком». Является архаичной для XVII в. формой и считается изделием северокавказских мастеров.

Рис.  20. Профили клинков Типа 9.

Тип. 10 (смешанный тип) - Профили клинков приведены на Тип 10-1 (Рис. 21, а) (Тип 3, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) [71] и Тип 10-2 (Тип 4, вариант 1 - согласно В. Курмановскому) (Рис. 21, б) [60].
Тип 10-1 является эволюционным продолжением предыдущего, а единственным отличием является наличие резкого перехода от клинка к штыковому острию которое получает ромбическое сечение. Геометрические параметры клинка остаются аналогичными кроме геометрии кривизны лезвия, которая тут смещена несколько к острию. Такие клинки в XVII в. ассоциировались с «Ччеркасским» образцом «выкова» с оформлением клинка «штыком». Но могли кроме Северного Кавказа изготавливаться и в Персии и в Московском царстве.
Тип 10-2 в свою очередь является эволюционным продолжением типа 10-1 (переосмысление кавказских идей персидскими и московскими мастерами), и отличается от прототипа наличием конструктивно выделенной елмани и наличии долов. Такие клинки изготовлялись мастерами Персии и Московского царства.
В общем, Типы 9, 10-1 и 10-2 являются примерами для моделей оружия со значительным колючей и приличным рубящий уроном, что делает их неким аналогом (только сравнивая их в плане колющего урона) кончара. Но использование этого оружия требует навыков и параметр «удобство» здесь должно быть невысоким.

Рис.  21. Профили клинков Типа 10-1 (а) и Типа 10-2 (б).

Тип. 11 - Профили клинков приведены на (Рис. 22) [а - 8, б - 41, в - 24].
Это относительно короткая сабля, с длиной клинка 700-750 мм и широким лезвием Т-образного сечения, а его ширина у перекрестья колеблется от 45 до 50 мм. Ширина обуха около 7 мм. В последней трети широкий обух переходит в елмань, которая может быть конструктивно выделенной и выступать за линию обухе. Известны примеры где елмань является невыделенной и находится на одной линии с обухом (рис. 22 в). Такая относительно короткая сабля с большим рубящим уроном может в игре может быть полезной в случае ближнего пешего боя и внести разнообразие в выбор вооружения.

Рис.  22. Профили клинков Типа 11.

Тип 12 (смешанный тип) - Экзотические и нетипичные клинки. Профили клинков приведены на (Рис. 23) [а - 49, б - 16, в - 50].
Тип 12-1 основан на форме и геометрии клинка типа 2 и отличается от прототипа волнистым лезвием и волнистой заточкой елмани (Рис. 23, а). Учитывая, что в игре нет механизма учёта режущей составляющей при рубке только против противника без защитного снаряжения (что тоже не учитывается игрой) - такая сабля будет более декоративной чем боевой.
Тип 12-2 (тип 3, вариант 2 - согласно В. Курмановскому) основан на типах 10-1 и 10-2 (Рис. 23, б). В определённой степени, это сокращённая версия Типа 10-2 без конструктивно выделенной елмани. Длина клинка - 875 мм, ширина у перекрестья - 38 мм, кривизна - 105 мм. Имея «стандартную» для большинства клинков длину и хорошее сочетание колющего и рубящего урона, эта сабля может получить достойное место среди именного оружия игры.
Тип 12-3 (тип 2, вариант 1 - индивидуальная форма - согласно В. Курмановскому) основана на Типе 3 и отличается значительной шириной. Длина клинка - 880 мм, ширина у перекрестья - 55 мм, большую часть клинка занимает широкий долл. Мощная именная сабля для игры со значительным рубящим уроном.


Рис.  23. Профілі клинків Типу 12-1 (а), 12-2 (б) та 12-3 (в).

***
Перекрестья

Перекрестья является неотъемлемой составляющей характерного стиля сабли. Их геометрия и дизайн часто имеют индивидуальные черты, что позволяет исследователям различать их по регионам и периодам использования. К сожалению, типология и история сабельных перекрестий является достаточно малоизученной темой, но и имеющиеся исследования позволяют достаточно качественно воспроизвести их образ. С базовыми характерными чертами и размерами сабельных перекрестий XVII в. можно ознакомиться в следующих работах [8, 19].
Необходимо отметить, что одной из важных отличительных черт сабельных перекрестийв является наличие углубления, которое по своим размерам и форме соответствует устью ножен. Фактически когда сабля вложена в ножны, устье входит в углубление на перекрестье и играет роль крышки, не давая попадать внутрь влаге и грязи. Потребность в формировании такого углубления приводила к появлению специфических технологических приёмов, которые помогают исследователях в датировке перекрестий. Для XVII в. есть только один тип перекрестий не имеющие такого углубления – Тип 11 (рис. 34). Это продукт мануфактурного массового производства сабель в Центральной Европе второй половины XVII в. Но при изготовлении моделей для игры, учитывая потребность в упрощении модели, этим углублением можно и пренебречь. Но если модель изготавливается для других целей, этим элементом не стоит пренебрегать.
Тип 1 (Рис. 24) [а - 19, б - 5, в - 6] является архаичной формой перекрестий, которая была характерна для сабель XV-XVI вв. Преимущественно стальные, могли украшаться гравировкой и золотой насечкой. Тип отличается массивной стержневидной основой и непропорционально тонкими вертикальными отростками, переход между которыми достаточно резкий. Концы основы часто имеют небольшое расширение на концах, а общая длина основы может колебаться от 100 до 170 мм. Характерное перекрестье для большинства восточных сабель этого периода.

Рис.  24. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 1.

Тип 2 (Рис. 25) [а - 19, б - 5, в - 4, г - 1, д - 23, 50] также является архаичной формой, которая характерна для сабель XV-XVI вв., однако которая могла иметь определённое распространение и в XVII в. Преимущественно стальные, могли украшаться гравировкой и золотой насечкой. Её характерный признак, это расклёпанные фигурные завершения основы и более гладкий переход между основой и тонкими вертикальными отростками. Общая длина основы может колебаться от 100 до 220 (в отдельных случаях (Рис. 25, д)) мм. Характерное перекрестье для турецких и персидских сабель.

Рис.  25. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 2.

Тип 3 (Рис. 26) [а - 19, б-г - 5, д - 6] является довольно распространенным типом перекрестий XVI-XVII вв. Могло быть изготовлено из стали или серебра, но чаще всего отливалось из цветного металла (бронза или латунь). Могло украшаться гравировкой (в том числе через гравировку восковой модели перед отливкой) и позолотой. Характерные признаки - очень длинная стержневидная основа, которая в большинстве случаев заканчивается шарообразным завершениями. Переход к вертикальным отростков гладкий. Общая длина основания составляет 140-160 мм. Характерное перекрестье для турецких и венгерских сабель. Известны также примеры когда гарда этого типа комплектовались палюхом (кольцом для большого пальца) [74].

Рис.  26. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 3.

Тип 4 (Рис. 27) [а-г - 5, 7, 22] является широко распространенным типом перекрестий XVII в. Могло быть изготовлено из стали или серебра, но чаще всего отливалось из цветного металла (бронза или латунь). Могло украшаться гравировкой (в том числе через гравировку восковой модели перед отливкой) и позолотой. Характерные признаки - относительно небольшое перекрестье, длина основы которого примерно равна высоте вертикальных отростков. Основа заканчивается шарообразными завершениями, а переход к вертикальным отросткам гладкий с ромбической площадкой в центре. Общая длина основы может колебаться от 100 до 140 мм. Характерное перекрестье для турецких и восточноевропейских сабель.

Рис.  27. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 4.

Тип 5 (Рис. 28) [а, б - 5] появляется в XVII в. и является характерным перекрестьем персидских шамширов. Могло быть изготовлено как из стали, так и из цветного металла (бронза или латунь). Могло украшаться гравировкой (в том числе через гравировку восковой модели перед отливкой), таушировкой и позолотой. Характерные признаки - основа с большим ромбическим расширением в центре, узкие вертикальные отростки, довольно резко выделяющиеся от основания, и дискообразные завершения основания. Общая длина основания составляет 120-140 мм.

Рис.  28. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 5.

Тип 6 (Рис. 29) [а, б - 4, в - 6] является довольно старым типом известным еще с XV в., но в то же время его можно встретить на некоторых типах сабель XVII и XVIII в. Перекрестье могло быть изготовлено как из стали, так и из цветного металла (бронза или латунь), а также могло изготавливаться и из серебра. Могло украшаться гравировкой (в том числе через гравировку восковой модели перед отливкой), тауштровкой и позолотой. Характерные признаки - загнутые к клинку завершения основы, которые оформлены в виде голов драконов различной степени стилизации. Длина основания составляет в среднем 100 мм. В XVII-XVIII вв. эти перекрестья были характерны для турецких сабель.

Рис.  29. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 6.

Тип 7 (Рис. 30) [а, б - 19, в - 61, г - 5, 47] возник в XVII в. и преимущественно ассоциируется с «саблями-чечугами». Перекрестья отливались из цветного металла (бронза или латунь), но могли также изготавливаться и из серебра. В большинстве случаев имели гладкую поверхность, но могли украшаться гравировкой (в том числе через гравировкой восковой модели перед отливкой). Характерные признаки - преимущественно маленький размер и чёткий крестообразный профиль, возможна асимметрия в длине вертикальных отростков. Общая длина основы может колебаться от 60 до 90 мм. Характерное перекрестье для ряда восточноевропейских сабель.

Рис.  30. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 7.

Тип 8 (Рис. 31) [а - 19, б - 69, в - 86, г-е - 6] возник в XVI в. в Венгрии и активно использовался на восточноевропейских саблях в течение XVI-XVII вв. Преимущественно стальные, но могли отливаться и из цветного металла (бронза или латунь). В большинстве случаев имели гладкую поверхность, но могли также украшаться гравировкой (в том числе через гравировку восковой модели перед отливкой) и позолотой. Характерные признаки - очень длинная стержневидная основа и чёткий крестообразный профиль. Общая длина основы может колебаться от 150 до 280 мм. Известны также примеры когда перекрестье этого типа комплектовались палюхом (кольцом для большого пальца) [75].

Рис.  31. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 8.

Тип 9 (Рис. 32) [а, б - 19, в - 8] характерный для «венгерско-польских» сабель XVII в. В определённой степени он является продуктом дальнейшей эволюции предыдущего Типа 8. Эти стальные перекрестья в большинстве случаев имели гладкую поверхность, которая иногда могла украшаться гравировкой. Характерные признаки - чёткий крестообразный профиль, загнутая под углом 90 градусов прямая дужка и палюх для большого пальца. Общая длина основы может колебаться от 110 до 130 мм. Известны также примеры когда гарды этого типа могли и не иметь палюха [88].

Рис.  32. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 9.

Тип 10 (Рис. 33) [8] и (Рис. 43) является характерным для «гусарских» сабель XVII в. Он унаследовал от типа 9 основные характерные признаки и геометрические черты, за исключением формы дужки, которая стали изогнутой и почти касается навершия рукояти. Это тип отличается от своего предшественника, также и более разнообразным дизайном перекрестья и палюха.

Рис.  33. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 10.

Тип 11 (Рис. 34) [а, б - 8, в - 67] является продуктом продуктом массового мануфактурного производства сабель в Центральной Европе второй половины XVII в. Характеризуется упрощённой технологии когда к основанию просто крепят вертикальные отростки. Углубление для ножен здесь нет. За базовую форму при изготовлении модели можно взять или приведённый на рисунке пример, или упрощённую версию Типа 8 без углубления для ножен.

Рис.  34. Внешний вид и профиль перекрестий Типа 11.

***
Рукоять

Рукоять, так же как и перекрестье, является неотъемлемой составляющей характерного стиля сабли. Их форма и конструкция могла достаточно сильно различаться как хронологически, так и территориально. И из этого следует одна из проблем игрового движка и механики крафта длинноклинкового оружия, а именно обязательность наличия навершия (головки) рукояти. Но в некоторых типах рукояти, в частности Типах 4 и 7, их вообще нет, а также могут быть ситуации с цельнометаллическим рукоятями где навершие является нераздельной частью конструкции (Рис. 36, в). Вторая проблемная ситуация связана с тем, что каждый тип рукоятки имеет свои отличительные размеры и геометрию, что накладывает ограничения и на навершие. И при крафте их миксование будет затруднено. Из этой проблемы есть два выхода: убрать возможности выбора навершия как опции при крафте, или программно прописать сочетание определённых типов рукоятей с соответствующими только им навершиям. Ещё одна меньшая проблема связана с сочетанием рукоятки и гард, а именно с тем, что в реальных рукоятках делают углубление по форме вертикальных отростков и они часто притоплены в рукоятке. Но при условии постоянного миксирования перекрестий разной формы, единственным рациональным выходом является моделирование несколько более широких перекрестий, таким образом чтобы вертикальные отростки всегда выступали над поверхностью рукояти. Возможно даже есть смысл сделать некоторые геометрические параметры перекрестий и рукояти одинаковыми для всех - для того чтобы гарантированно иметь одинаковый результат миксования различных типов. Кроме того, при подготовке «типичных» сабель для игры нужно учитывать проблему однообразия стилистики и материала оправы сабли - то есть стилистика украшений и материал навершия рукояти, гарды и металлических элементов ножен должна быть одинаковой или очень похожей.

Тип 1-1 (Рис. 35, а, б) и 1-2 (Рис. 35, в) [а - 14, 23, 50, б - 5, 63, в - 2] является архаичной формой рукояти, которая была характерна для сабель XV-XVI вв. Характеризуются восьмигранным сечением и плоский восьмигранный навершием. Могут быть как равномерно изогнутыми, так и прямыми с небольшим выступом у навершия. Деревянная основа покрывалась кожей, а для татарских и кавказских сабель часто использовалась кожа ската (рис. 35, б). Часто встречалось сквозное отверстие возле навершия - под темляк.

Рис.  35. Внешний вид и особенности геометрии Типа 1-1 (а, б) и 1-2 (в).

Тип 2-1 (Рис. 36, а, б) и 2-2 (Рис. 36, в-д) [а - 5, 6, б - 2, в - 4, г - 5, д - 6] также является архаичной формой рукояти, которая была характерна для турецких и венгерских сабель XVI в. Характеризуются восьмигранным сечением и сфероконическим восьмигранным навершием (см. также (Рис. 37, е)). Могут быть как равномерно изогнутыми, так и прямыми с небольшим выступом у навершия. Деревянная основа покрывалась кожей, но известны и цельнометаллические образцы с имитацией навершия (рис. 36, в). Часто встречался сквозное отверстие возле навершия - под темляк.

Рис.  36. Внешний вид и особенности геометрии Типа 2-1 (а, б) и 2-2 (в-д).

Тип 3 (рис. 37) [а, б - 6, в - 9, г - 56, д - 7, е - 1], характерный для широкого круга сабель XVI-XVII вв., можно считать дальнейшей эволюцией Типа 2-2. Характеризуюется восьмигранным сечением, сфероконическим восьмигранным навершием и резким «изломом» прямой рукояти в последней трети. Деревянная основа могла покрываться как простой кожей, так и кожей ската (что было более характерно для Восточной Европы и Кавказа), а поверхность рукоятки могла иметь рельефную поверхность (Рис. 37, а) и иногда украшаться металлическими накладками (Рис. 37, д) (в соответствии общему стилю оправы сабли).

Рис.  37. Внешний вид и особенности геометрии Типа 3 (а-д) и отдельные примеры навершия  (е).

Тип 4 (Рис. 38) [а, б - 4, в - 5, г - 82] является характерным для дорогих турецких и восточноевропейских сабель XVII в. Характеризуется загнутой под углом близким к 80-90 градусов верхней частью без навершия. Сечение овальное. Рукоять часто не покрывались кожей и могла быть изготовлена из экзотических и дорогих материалов: рог, камень, экзотические породы дерева.

Рис.  38. Внешний вид и особенности геометрии Типа 4.

Тип 5 (Рис. 39) [а - 68, б - 64, в - 61, г - 6] является характерным для «сабель-чечуг» XVII в., в сочетании с перекрестьем Типа 7, но нередко их комбинируют с перекрестьем Типа 4 в «саблях-ордынках» (см. ниже). В определённой степени их можно считать узким ответвлением от Типа 3. Характеризуется резким изломом в последней трети, покрытием из кожи ската и удлиненным восьмигранным навершием из цветного металла или серебра. Материал навершия должен соответствовать материалу перекрестья.

Рис.  39. Внешний вид и особенности геометрии Типа 5.

Тип 6 (Рис. 40) [5] является характерным для персидских и среднеазиатских сабель. Характеризуется резким изгибом рукояти в верхней части на 90 градусов. Форма навершия такая же как и в Типе 2 или 3. Сечение овальное. Материал и покрытие рукоятки может очень сильно отличаться - от дерева покрытого кожей, до ценных материалов, рога и экзотических пород дерева.

Рис.  40. Внешний вид и особенности геометрии Типа 6.

Тип 7 (Рис. 41) [а, б - 11 в - 83, г - 84, д - 85] является характерный для «сабель-карабел», а также других типов сабель, и не комплектуются навершием. Отличаются характерной формой в виде «орлиной головы». Рукоятка изготовлялось из дерева, рога, других ценных материалов, а его поверхность часто украшалась геометрическими насечками. Часто половинки накладок рукояти «разделены» металлической лентой, которая прикрывает их стык.

Рис.  41. Внешний вид и особенности геометрии Типа 7.

Тип 8 (Рис. 42) [а - 68, б - 86, в, г - 6] является характерным для «венгерских» и «венгерско-польских» сабель XVI-XVII вв. Рукоятка овального сечения могла несколько изгибаться в верхней части, что формирует угол наклона плоского каплевидного навершия. Деревянная основа покрывалась простой кожей, а поверхность рукоятки могла иметь рельефную поверхность (Рис. 42, б) или украшаться накрученной металлической проволокой (Рис. 42, в, г).

Рис.  42. Внешний вид и особенности геометрии Типа 8.

Тип 9 (Рис. 33) и (Рис. 43) [а, б - 11 в - 87, г - 89] является характерным для «гусарских» сабель XVII в. и эволюционным продолжением Типа 8. Прямая рукоять в верхней части расширяется под размер овального навершия, которое имеет декоративный металлический элемент тянущийся по всей длине рукояти. Деревянная основа покрывалась простой кожей, а поверхность рукояти могла иметь рельефную поверхность или иногда украшаться накрученной металлической проволокой (Рис. 43, в).

Рис.  43. Внешний вид и особенности геометрии Типа 9.

***
Ножны

Проблема с ножнами в игре связана с их привязкой к определённому лезвия, что иногда может создавать химеры. Рецепта решения этой проблемы я пока не имею. А пока выберу те типы ножен которые можно реализовать в моделях.
Тип 1 (Рис. 44) [a, в - 17, б - 3, г - 6, 77] является архаичным и характерным для сабель XV-XVI вв. Характеризуется овальным с плоским верхом сечением, обоймицамы с характерными фигурными крылышками, которые могут быть украшены накладными фигурными бляшками (Рис. 44, б) и простым наконечником ножен с плоским окончанием, а устье, как отдельный элемент, часто просто отсутствует.

Рис.  44. Внешний вид и особенности геометрии Типа 1.

Тип 2 (Рис. 45) [а - 6, 78, б - 6, 79, в - 69] и (Рис. 56-58) является характерным для «венгерских» и «венгерско-польских» сабель XVI-XVII вв. Характеризуется овальным с плоским верхом сечением, двумя парами обоймиц с характерными фигурными крылышками (Рис. 45, а), которые могут быть слиты вместе в единую широкую обойму (Рис. 45, б, в), наконечником с полукруглым окончанием и устьем Т-образной формы. Оправа простых «венгерско-польских» сабель XVII в. несколько отличается от оправы «венгерских» сабель XVI в. Парные обоймицы с крылышками превратились в широкую обойму с двумя-тремя металлическими полосами, устье часто отсутствует, а наконечник получил дополнительные вытянутые полосы, которые защищали ножны от повреждений (Рис. 56-58).

Рис.  45. Внешний вид и особенности геометрии Типа 2.

Тип 3 (рис. 46) [а - 17, б - 62, в - 51, г - 11 с - 73] является характерным для «сабель-чечуг» и «сабель-ордынок» XVII в. и является эволюционным продолжением типа 1. Характеризуется овальным с плоским верхом сечением, обоймицами с характерным длинным фигурным крылышком и прямоугольной накладкой, удлиненным наконечником с плоским окончанием, а устье, как отдельный элемент, отсутствует. Форма обоймиц сильно отличаться. Для «сабель-чечуг» характерные ножны (Рис. 46, б), а для «сабель-ордынок», оформление которых создавались в стиле «сабель-чечуг» - (рис. 46, в-д).

Рис.  46. Внешний вид и особенности геометрии Типа 3.

Тип 4 (Рис. 47) [а - 56, б - 5, в - 52, г - 43] является довольно распространенным типом для турецких и восточноевропейских сабель XVI-XVII вв. Характеризуется обоймицами с большими подромбическими или овальными накладками. Некоторые ножны могут быть украшены дополнительными накладками, равномерно размещёнными по всей длине ножен (Рис. 47, в, г). Форма устья и наконечника часто соответствует форме и стилистике обоймиц. В ряде турецких саблях устье может отсутствовать (Рис. 47, а).

Рис.  47. Внешний вид и особенности геометрии Типа 4.

Тип 5 (Рис. 48) [а - 53, б - 54, в - 80, г - 92, д - 81] является довольно распространенным типом для турецких и восточноевропейских сабель XVII в. Характеризуется узкими фигурными обоймицами, примеры которых приведены ниже. Форма устья и наконечника с фигурным окончанием часто довольно простая.

Рис.  48. Внешний вид и особенности геометрии Типа 5.

Тип 6 (Рис. 49) [а - 28, б - 29] является характерным для персидских сабель и характеризуется удлиненным наконечником, отсутствием устья и обоймицами с ромбическими накладками.

Рис.  49. Внешний вид и особенности геометрии Типа 6.

***
«Стандартные типы» сабель для игры

Здесь будут приведены примеры некоторых «стандартных типов» сабель которые можно взять за образцы при создании типичных для игры сабель XVII в. Все приведенные названия являются игровыми оптимизациями определённых образов сабель и могут не совпадать с традиционными названиями в научной литературе. Также надо заметить, что предложенный перечень далеко не полон и может в дальнейшем пополняться.

«Чечуга» (Рис. 50) [а - 61, б, в - 11] возникла в своём «классическом» виде в XVII в. где-то в северном Причерноморье (Крым или Северном Кавказе). Активно использовались и в Крымском ханстве, и в Речи Посполитой, и в Московском царстве. Допускается использование импортных лезвий оправленых в стиле «сабель-чечуг», но стилистика рукояти, перекрестья и ножен должны отвечать только одному типу.
Клинок - Типы 1 (основной), 2, 3 и 8.
Перекрестье - Тип 7.
Рукоять - Тип 5.
Ножны - Тип 3.

Рис.  50. Внешний вид «чечуг»

«Ордынка» / «армянка» (Рис. 51) [а-в - 11] возникла как попытка восточноевропейских мастеров (в начале вероятно армянских - и отсюда идёт ещё одно их название «армянка») переосмыслить и объединить моду на «сабли-чечуги» с привычными им технологическими приёмами и формами оправы. Как результат, от прототипа осталось немного - по сути лишь стилистика оформления ножен, и то очень видоизмененная. А все остальное - клинок, перекрестье и рукоять могли быть совсем другим.
Клинок - Типы 1, 2, 3, 7 и 8.
Перекрестье - Типы 4 (чаще) и 7.
Рукоять - Типы 4, 5 та 7.
Ножны - Тип 3.

Рис.  51. Внешний вид  «ордынок»/«армянок»

«Шамшир» (Рис. 52) [а - 30, 31, б - 25, 26] - хотя эта форма и стала «классической» лишь в XVIII в., вполне возможно их игровое использование для моделей персидских сабель XVII в., о которых мы знаем не так уж и много. Клинки XVII в. известны и их, благодаря активному импорту, известно довольно много. Но большинство из них совсем в другой оправе, или она была видоизменена в последующие века. Поэтому практичнее пока использовать образцы XVIII в. с умеренно изогнутым лезвием (по сравнению с «классическим шамширом» XVIII-XIX вв.).
Клинок - Тип 2.
Перекрестье - Тип 5.
Рукоять - Тип 6.
Ножны - Тип 6.

Рис.  52. Внешний вид  «шамширов».

«Турецкий Клых» (Рис. 53) [а - 90, б - 54, в - 53] и «Карабела» (Рис. 54) [а - 44, б - 58] по своей сути являются одинаковыми саблями, которые можно разнести географически и предоставить им некоторые мелкие различия. В частности «Клых» это турецкая сабля с клинком только Типа 3 и крестообразным перекрестием, а «Карабела» - восточноевропейская сабля, которая может иметь различные клинки восточного и западного происхождения, и нередко встречаются перекрестья с изогнутыми к клинку завершениями основы (Тип 6). В целом это очень распространённый тип сабель в «премиум сегменте» сабель XVII в. До наших дней дошло немало репрезентабельных сабель этого типа, которые были частью дипломатических даров или принадлежали господствующей элите Восточной Европы.
«Турецкий клых»
Клинок - Тип 3.
Перекрестье - Типы 2, 3 и 4 (чаще).
Рукоять - Типы 4 и 7 (основной).
Ножны - Типы 4 и 5.

Рис.  53. Внешний вид  «турецких клыхов».

«Карабела»
Клинок - Типы 1, 3, 4, 7 и 8.
Перекрестье - Типы 2, 3, 4 (чаще) и 6.
Рукоять - Типы 4 и 7 (основной).
Ножны - Типы 4 и 5.

Рис.  54. Внешний вид  «карабелей».

«Пала» (турецкое название) / «Гаддаре» (персидское название) (Рис. 55) [а - 25, 92, б - 41, 42] это относительно короткие и широкие сабли, которые в игре могут внести существенное разнообразие в пешем бою и пригодиться при морском абордаже. Надо отметить, что это не «Килыч» - последний распространился уже в XVIII в. и отличался заметным изгибом лезвия, ярко выраженной елманью, а также другим типом рукоятки и вертикальной системой подвеса. Хотя, справедливости ради надо отметить, что вертикальный подвес вполне возможен и для «палы» XVII в.
Клинок - Тип 11.
Перекрестье - Типы 4 и 6 (чаще).
Рукоять - Типы 4 и 7 (чаще).
Ножны - Тип 5.

Рис.  55. Внешний вид  «палы».

«Венгерская сабля» (Рис. 45) и (Рис. 56) [а - 86, б - 35, 36] XVI-XVII вв. характеризуется жёсткой комбинацией стиля оправы (перекрестье, рукоять и ножны только одного типа) и клинками преимущественно европейского происхождения. Наличие палюха на перекрестье более характерно для сабель, которые использовались воинами Речи Посполитой.
Клинок - Типы 3 (редко), 4, 7 и 8.
Перекрестье - Тип 8.
Рукоять - Тип 8.
Ножны - Тип 2.

Рис.  56. Внешний вид «венгерских сабель».

«Венгерско-польская сабля» (Рис. 57) [а - 48, б - 88] XVII в. является продолжением развития предыдущего типа и отличается только типом перекрестья и клинками исключительно европейского происхождения. Наличие палюха на перекрестье более характерно для сабель, которые использовались воинами Речи Посполитой.
Клинок - Типы 4, 7 и 8.
Перекрестье - Тип 9.
Рукоять - Тип 8.
Ножны - Тип 2.

Рис.  57. Внешний вид «венгерско-польских сабель».

«Гусарская сабля» (рис. 58) [55] XVII в. является продуктом развития уже «венгерско-польской сабли» и отличается от предшественника несколько видоизмененной рукоятью и перекрестием.
Клинок - Типы 4, 7 и 8.
Перекрестье - Тип 10.
Рукоять - Тип 9.
Ножны - Тип 2.

Рис.  58. Внешний вид «гусарской сабли».

Прокопенко Владимир (Velizariy) – Киев 2021.

***
Использованые источники

1. Alexander David. The Silver Dragon and the Golden Fish: an imperial Ottoman symbol // Gladius, 23, pp. 211–268. – http://gladius.revistas.csic.es/index.php/gladius/article/view/51
2. Alexander David. Swords from Ottoman and Mamluk Treasuries // Artibus Asiae, Vol. 66, No. 2, Pearls from Water. Rubies from Stone. Studies in Islamic Art in Honor of Priscilla Soucek. Part I, 2006, pp. 13-34.
3. Alexander David. Pisanello’s hat. The costume and weapons depicted in Pisanello’s medal for John VIII Palaeologus. A discussion of the saber and related weapons // Gladius XXIV, 2004, pp. 135–185. – http://gladius.revistas.csic.es/index.php/gladius/article/view/40
4. Bashir M. The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation Collection. Milano: Skira, 2008.
5. Rivkin K. A Study of the Eastern Sword. Yamna Publishing, 2017.
6. Schuckelt H. Die Türckische Cammer. Dresden: Sandstein Kommunikation, 2010.
7. Toichkin D., Toichkina Y. About the Origin of Swords, Decorated with Special Christian Symbols and Inscriptions // Relaţii Interetnice în Transilvania: militaria mediaevalia în Europa centrală şi de sud-est: lucrări prezentate în conferinţele internaţionale Interethnic Relations in Transylvania Sibiu, 2018-2019, pp. 93-112. – https://www.academia.edu/44366089/
8. Zablocki W. Ciecia Prawdziwa Szabla, 1989.
9. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие. Изд-во: СПб: Атлант, 2002.
10. Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. СПб.: Атлант, 2004.
11. Квасневич В. Польские сабли. СПб.: Атлант,2005.
12. Курмановский В. С. Сабельные клинки в России XVI-XVII вв.: морфология и конструктивные особенности. (Дис. канд. ист. наук). Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Москва, 2010.
13. Курмановский В.С. К вопросу о происхождении сабель «ордынок» // Историческое оружие в музейных и частных собраниях. Вып. 1. М., 2018. С. 30-39. – http://kitabhona.org.ua/libwar_armor/sable05.html
14. Левыкин К., Комаров И. и др. Государева Оружейная палата. Сто предметов из собрания Российских императоров. СПб, 2002.
15. Мишуков Ф.Я. Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении // Государственная оружейная палата Московского Кремля. Сб. научных работ по материалам Государственной оружейной палаты. Москва, 1954, с. 115-136. – http://www.kitabhona.org.ua/byt_remeslo/nasechka.html
16. Орленко С.П., Новоселов В.Р., Курмановский В.С. К вопросу о булатном оружии русской работы XVII в. (по материалам бывшего архива Оружейной палаты) // Историческое оружиеведение. № 7. 2019, с. 6-88. – https://historical-weapons.com/ru/revisiting-the-russian-weapons-from-crucible-steel-in-the-17th-century-a-case-study-of-the-former-archive-of-the-armoury-chamber/
17. Прокопенко В.М. «Обоймы с крылышками» — один из типов обойм сабельных ножен XV-XVIII в. // Історія давньої зброї. Дослідження 2016: зб. наук. пр. К.: Ін-т історії України НАНУ. 2017, с. 243-283. – http://www.kitabhona.org.ua/libwar_armor/oboyma3.html
18. Прокопенко В.М. Мамлюкская сабля XV в. из собрания Национального музея истории Украины // Военная археология. Сборник материалов научного семинара. Выпуск 5. М.: ИА РАН, 2019, с. 258-280. – http://www.kitabhona.org.ua/libwar_armor/prokopenko_sabre.html
19. Прокопенко В.М. До питання еволюції східноєвропейських шабельних перехресть XV–XVII ст. // Стрій, №2(2), 2020, с. 65-80. – http://striy.org.ua/index.php/striy/article/view/Striy2_Prokopenko
20. Тоїчкін Д. Класифікація та зміст символіки на клинковій зброї XV–XІХ ст. в українських музеях: геральдика, епіграфіка, орнаментика // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики. Ч. 17: зб. наук. праць. – К.: Інститут історії України НАНУ, 2009, с. 149-176. – https://www.academia.edu/10251690/
21. Тоїчкін Д. До питання про походження шабель XVII cт., прикрашених християнською символікою та епіграфікою // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики: зб. наук. пр.  Число 20.  К.: Інститут історії України, 2012, с. 209-231. – https://www.academia.edu/10476346/
22. Тоїчкін Д. Клинкова зброя козацької старшини XVI — першої половини ХІХ ст.: проблеми атрибуції та класифікації. К.: Ін-т історії України НАНУ, 2013.
23. Ульянов О. Г. К проблеме работы «по образцу» в московской школе художественного оружия XVI—XVII вв. // Советская археология. 1990, №4. с. 92-105. – https://www.kitabhona.org.ua/libwar_armor/sable03.html
24. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1676851
25. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1673852
26. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1679851
27. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1679852
28. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1678936
29. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1679904
30. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1679848
31. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1679847
32. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1675219
33. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1673317
34. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1674616
35. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/5516026
36. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/5516027
37. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3029021
38. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3027930
39. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3022195
40. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3180755
41. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3003063
42. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/3003064
43. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/30088
44. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/30089
45. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/1005
46. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/243
47. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/1082
48. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/1074
49. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/967
50. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/573
51. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/400351
52. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/405838
53. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/1135
54. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/1026
55. https://collectiononline.kreml.ru/entity/OBJECT/964
56. https://collections.royalarmouries.org/object/rac-object-31132.html
57. http://www.czernys.com/auctions_lot.php?oggetto=63671&asta=62&lang=eng
58. http://www.dzielautracone.gov.pl/katalog-strat-wojennych/obiekt/?obid=24997
59. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=44129&viewType=detailView
60. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=52441&viewType=detailView
61. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=43956&viewType=detailView
62. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=43957&viewType=detailView
63. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=44164&viewType=detailView
64. http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=44114&viewType=detailView
65. https://www.facebook.com/ottolexius/posts/10158953180674216
66. https://www.facebook.com/groups/2160478040636320/permalink/2777415745609210/
67. https://www.facebook.com/groups/CenterTraditionalBlacksmithCraft/permalink/1713852215439316/
68. https://www.facebook.com/alexander.nikolaev.92/media_set?set=a.2754442774583528
69. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,779,obiekt_szabla_batorego.html
70. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/15.+weapons%2c+armor/489547
71. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/15.+Weapons%2C+Armor/507446
72. https://www.historiaposzukaj.pl/wiedza,obiekty,779,obiekt_szabla_batorego.html
73. http://muzeum.czartoryskich.pl/en/node/10801
74. http://museum.velizariy.kiev.ua/rivne/plyasheva/images/pl144.JPG
75. http://museum.velizariy.kiev.ua/rivne/rivne/images/rivne169.jpg
76. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гурда
77. https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/286137
78. https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/289065
79. https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/284576
80. https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/289069
81. https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/289072
82. https://turcica.museum-kassel.de/200349
83. https://turcica.museum-kassel.de/200346
84. https://turcica.museum-kassel.de/200334
85. https://turcica.museum-kassel.de/197945
86. https://zbiory.mnk.pl/pl/wyniki-wyszukiwania/katalog/51371
87. https://zbiory.mnk.pl/pl/wyniki-wyszukiwania/katalog/52456
88. https://zbiory.mnk.pl/pl/wyniki-wyszukiwania/katalog/103385
89. https://zbiory.mnk.pl/pl/wyniki-wyszukiwania/katalog/51934
90. https://zbiory.mnk.pl/pl/wyniki-wyszukiwania/katalog/86443
91. По материалам выставки  «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» в Казани. Фотограф – Alexander Nikolaev.
92. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/1673851



Комментариев 1

Вой Velizariy
Офлайн 15 февраля 2021 20:34 поделиться
Спасибо за публикацию текста.
Если у пользователей есть вопросы - попробую ответить, что знаю. 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Регистрация.

Интересно

Онлайн

Пользователи: 

BlaZe


Последние комментарии

MOD Perisno
syabr, Сегодня, 13:14
Не идут значит меш положили хреново. Если не починят то сделаю сам, но сейчас занят и времени нет....
MOD In The Name of Jerusalem II
beibars, Сегодня, 13:03
NordOst, что же это за мод такой?) ...
MOD Perisno
vovanvovan, Сегодня, 12:15
А со сценой штурма города Фонтан Холл точно все хорошо? У меня осадная башня тупо не двигается,...
MOD Rus 13th Century: Way of the Warrior v2.5
Pupkins, Сегодня, 01:47
Идет 16 игровой день. Систематически даю себя избивать на тренировочной площадке компаньону по...
MOUNT AND BLADE 2 BANNERLORD
Sanya.Willi., Вчера, 22:51
Привет всем старожилам и новым паломникам сайта) У всех так, или только у меня прикол, что главный...
MOD In The Name of Jerusalem II
Kmyeh, Вчера, 20:52
NordOst, может разрабы банера догадаются запилить, тогда везде будет.   ...
MOD In The Name of Jerusalem II
NordOst, Вчера, 20:02
Вооо знаю, знаю один из уникальных модов, где можно свою ветку войск создать с нуля с...
MOUNT AND BLADE 2 BANNERLORD: Русификатор
Reaver_ykt, Вчера, 19:07
Pink, Та же проблема, разобрался как исправить?...
MOD Perisno
vasul, Вчера, 17:27
Ну очень много новых строк,переставлены старые.Была строка а стало {reg4} а новые строки вообще не...